Непобедимый и святой

Непобедимый и святой

Пятилетний юбилей канонизации причисления прославленного российского воина адмирала Федора Федоровича Ушакова к лику святых, а также 265-летие со дня его рождения стали для российской Комиссии по наградам поводом для учреждения в этом году общественного орденского знака адмирала Ушакова.
За что же был причислен адмирал Ушаков к лику святых, да еще в ипостаси первого в мире профессионального военного? Разумеется, за то, что он был великим русским флотоводцем, не проигравшим ни одной морской баталии. Но не только за ратные подвиги, прославившие на весь мир Российский флот.
По долгу службы ему приходилось проявить в полной мере достоинства гражданина, патриота и дипломата. Жизнь сталкивала его с необходимостью защищать жизнь населения и флотского контингента не только с капитанского мостика, но и на берегу, как это было, когда он возглавил тогда еще новую базу Черноморского флота в Херсоне, на который обрушились ужасы смертоносной чумы. Федор Федорович сумел организовать действия матросов по реализации жестких режимных правил разграничения очагов эпидемии и карантинных зон. За Херсон был он награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
На кораблях эскадры он установил строгие уставные, но в то же время человеческие отношения с экипажами кораблей, по существу с крепостными матросами. Все это обернулось доверием к флотоводцу и командирам и готовностью идти за ними в огонь и в воду.
Средиземноморской эскадре Ушакова выпала роль быть освободителем православного греческого государства и его островов после 300-летнего оттоманского ига. Местное население гостеприимно открывало двери своих домов русским морякам, но наглухо закрывало их перед турками.
Сколько душевных сил и терпения пришлось употребить ради дипломатических ходов и "политесов" командующему эскадрой, по сути наместнику отвоеванных островов и суши, чтобы соблюсти договоренности с турками (в ту пору они были союзниками) и при этом удерживать оттоманских моряков от безобразий на берегу.
Каждая победа Ушакова оценивалась орденами высокого достоинства ( Святого Владимира 4, 3 и 2-й степени, Святого Георгия 2-й степени, святого Александра Невского с бриллиантовыми знаками, святого Иоанна Иерусалимского) и сопровождалась очередными адмиральскими погонами, которые после штурма крепости Корфу увенчались тремя орлами "полного" адмирала.
Были ордена и иностранные, например неаполитанский орден Святого Януария. Король неаполитанский обратился к России и Англии за помощью, чтобы изгнать французов из Южной Италии. Ушаков выделил отряд кораблей, с которых был высажен десант из шестисот матросов с пушками. Русские моряки с помощью местного народного ополчения вытеснили неприятеля из Неаполя. Англичане вошли в Неаполь уже после капитуляции противника. Орден Святого Януария Ушакову вручил лично король Неаполя.
Виктор КОРОТКОВ.

Кстати
В 1944 году были учреждены боевые награды - орден двух степеней и медаль Федора Ушакова. Эти орден и медаль получили статус высших наград ВМФ. Орден - для адмиралов и генералов, медаль - для матросов и мичманов. Нынешнее Положение об орденском знаке значительно расширяет круг лиц для представления к награде. За особые заслуги к награде могут быть представлены военнослужащие и гражданский персонал судов обеспечения ВМФ, оказывающие содействие в укреплении боеготовности ВМФ Российской Федерации.

Справка "НН"
Федор Федорович Ушаков (1744 - 1817), адмирал, принесший славу молодому тогда Черноморскому флоту. Турки с почтением называли его Ушак-паша. Имея далеко не знатное происхождение (его отец был обедневшим помещиком, коллежским регистратором), Федор Федорович шел к адмиральскому флагу, упорно трудясь, настойчиво овладевая морской наукой и воинским искусством. Во времена Г.Потемкина и А.Суворова Ушаков высоко поднял авторитет Российского флота, а традиции, заложенные им, продолжили Д.Сенявин, М.Лазарев, П.Нахимов, С.Макаров.

Следите за нашими новостями в удобном формате