Феерическое музыкальное шоу оркестра Гленна Миллера продолжалось на сцене нижегородской оперы два часа. Все это время зрители наслаждались искусством музыкантов мирового уровня, исполнивших за вечер почти тридцать джазовых композиций, а легендарный "Поезд на Чаттанугу" им пришлось даже "бисировать".
По сути, мы не услышали ничего нового. И не надо! Звучал свинг, известный многим, например, по фильму "Серенада Солнечной долины". И заполнившая оперный театр-"тысячник" публика, интеллигентная и небедная одновременно, поминутно вознаграждала музыкантов заслуженными аплодисментами.
Уилл Салден - пианист, вокалист, интеллектуал и руководитель "Оркестра Гленна Миллера". Впервые приезжал в Россию со своим оркестром в конце прошлого года, давал в Москве концерт. На прошлой неделе у голландских музыкантов началось поволжское турне.
Увидев в "Нижегородских новостях" публикацию о концерте, дирижер удивляется:
- Вот это сюрприз, пожалуйста, переведите, о чем пишет ваша газета!
(Переводим заметку и начинаем интервью.)
- Уилл, исполнилось семьдесят лет первому триумфальному концерту оркестра Гленна Миллера; в начале марта - 105 лет со дня рождения великого джазмена. Ваше российское турне посвящено этим событиям?
- Специально мы не думали об этих датах. Наш визит в Россию именно сейчас - счастливое совпадение.
- Согласно условиям правообладателя Glenn Miller productions, ваш оркестр обязан соблюдать строгие ограничения в области репертуара и манеры исполнения. Насколько "музейно" вы подходите к исполнению джазовых суперхитов семидесятилетней давности?
- "Музейный" подход в исполнительстве - вообще вещь относительная. Смешно требовать от исполнителя, скажем, бетховенской сонаты играть ее именно так, как этого желал бы сам Бетховен. Но мы, разумеется, строго придерживаемся оригинальных гленн-миллеровских аранжировок, и солисты играют в своих соло не импровизации, а исключительно те ноты, которые звучали у их предшественников под руководством Гленна Миллера.
- На каких инструментах играете, на довоенных? И как обстоит со звуком, ведь за семьдесят лет джазовый саунд претерпел колоссальные изменения?
- О, многие наши музыканты хотели бы играть на довоенных инструментах! Конструкции совершенно другие, звук - мягче, приятнее. Увы, достать инструменты того времени сейчас практически невозможно.
- Маэстро, вы лично давно играете джаз?
- Почти сорок лет. С юного возраста я был фанатом Гленна Миллера и мечтал создать свой коллектив, подобный знаменитому бенду. Мечты сбылись. Теперь мой оркестр исполняет музыку, давно ставшую мировой джазовой классикой: хиты Гленна Миллера, Гершвина, Кэмпферта, Кроучи, Кармайкла...
- Ваши дети унаследовали интерес к джазу?
- Только как слушатели. Один из сыновей играет на кларнете, другой на фортепиано, но музыка не стала их профессией.
Мария ФЕДОТОВА, Владимир ШЛЫКОВ.
Авторы благодарят концертное агентство "Ледаро" за помощь в организации эксклюзивного интервью.