В последнее время по всей области на фонарных столбах появились объявления о возврате водительских прав. И если в одном случае рекламируются законные юридические фирмы, то в других ловкие предприниматели пытаются нажиться на статусе этих адвокатских контор и доверчивости горе-водителей.
Доверие по доверенности
Возвращение водительских прав - формулировка достаточно условная, проще сказать, это рядовой рекламный трюк. На самом деле, оформляя доверенность, адвокат берется защищать ваши интересы во всех судебных инстанциях вплоть до Верховного суда, если дело зайдет так далеко. Если же вы сами решили отстоять свою честь, но не совсем хорошо разбираетесь в бюрократических проволочках, конторы могут помочь в оформлении документов.
В Нижнем Новгороде подготовка полного пакета документов в зависимости от нарушения, повлекшего за собой лишение водительских прав, стоит от 1500 до 10 000 рублей. Конечно, в каждой конторе подход к клиентам строго индивидуальный, поэтому не удивляйтесь, если с вас потребуют значительно больше. Может, конечно, и меньше, но это вряд ли.
Ничего противозаконного в том, что ваши интересы будет защищать квалифицированный юрист, нет. Понятно, что шансов вернуть права у постоянно практикующего подобные дела адвоката намного больше, чем у простого гражданина. Но стопроцентных гарантий в серьезной фирме вам никогда не предоставят. Нижегородский адвокат Андрей Иванов говорит, что процент выигранных дел по статье "выезд на полосу встречного движения" достаточно велик - примерно восемь из десяти подобных дел. С алкоголем ситуация обстоит сложнее - за отказ от медицинского освидетельствования и за вождение в нетрезвом состоянии водительских прав лишают в 50 процентах случаев.
Чтобы не оказаться без колес, автомобилисты выкладывают адвокатам от 15 до 30 тысяч рублей. В эту сумму входит и подготовка полного пакета документов, и непосредственно защита обвиняемого в суде. Стоит сказать, что несколько лет назад единообразия в ценах у разных юридических контор не было, поэтому за возврат (точнее сказать, попытку возврата) водительских прав горе-автомобилист платил от десяти до 60 тысяч рублей.
Гарантии с душком
В огромном количестве "столбовых" объявлений особенно привлекательными выглядят стопроцентные гарантии возврата водительских прав. Недолго думая, я позвонил по указанному телефону и представился бедным и несчастным гонщиком, которого злые дяденьки-гаишники незаслуженно лишают средства передвижения. А я ведь без машины вовсе умру, не могу я стать обычным пешеходом!
Мужчина на другом конце провода в ситуацию, что называется, вник всей душой. Тем более что легенда была достаточно правдоподобной. Гуляли мы всю ночь на даче с друзьями, поспали часа два-три, а утром в воскресенье возвращались в Нижний Новгород. На Ольгинском посту сотрудник ДПС меня тормознул. Заставил дышать в трубочку, которая, собственно, и показала мое не совсем, а точнее совсем нетрезвое состояние.
Подробности дела мужчину не сильно интересовали, хотя слушал он внимательно, видимо, чтобы не отбить потенциального клиента. Сказал, что дело ну о-о-чень сложное, практически невозможное, но они берутся мои проблемы решить. Для этого я должен привезти в офис, находящийся в центре Нижнего, копию протокола. За то, чтобы гарантированно спасти меня от вечного скитания по пешеходным дорожкам родимой стороны, мужчина попросил от 25 до 50 тысяч рублей. Причем это опять же все официально, через юридическую контору.
Складывается впечатление, что дело пахнет мошенничеством. Гарантий на стопроцентный возврат водительского удостоверения не может дать даже суд. Здесь же люди не гнушаются делать такие громкие заявления. Вполне возможно, что у "столбовой конторы" есть свои прихваты в автоинспекции, а может, и в суде…
Изъятие с предоплатой
Экономические проблемы последнего времени, естественно, отразились и на "возврате водительских прав". Как признался Андрей Иванов, количество автомобилистов, которые обращаются за помощью к юристам, за последние несколько месяцев сократилось. В данной ситуации защитники пострадавших автолюбителей стали активнее использовать схему значительной предоплаты.
Так, во многих конторах вы заплатите не за возврат водительского удостоверения, а за ведение дела в суде. Предоплата в таком случае составляет от 50 до 80 процентов всей суммы. То есть отняли у вас права, к примеру, за выезд на встречку, вы отдадите юристу 13 - 15 тысяч рублей. Несмотря на исход дела, эти деньги к вам уже не вернутся. Вот и получится, что водительское удостоверение у вас отнимут за ваши же кровные рубли.
Дмитрий Дронов, адвокат, говорит, что на подобных предоплатах сейчас живут большинство юридических агентств. Якобы в связи с кризисом число клиентов сокращается, поэтому адвокаты вынуждены зарабатывать таким способом.
В данном случае у юристов полностью теряется интерес к делу, ведь деньги за труды они все равно, что называется, отобьют. Андрей Иванов признается, что стимул остается чисто профессиональный. Естественно, чем больше выигранных дел, тем лучше репутация юриста, тем больше клиентов будет у него в будущем. Молодые же выпускники юрфаков действуют по принципу: после нас хоть потоп.
Не хочется обижать официальные юридические конторы, но они, по сути, сами виноваты в том, что под их маркой пытаются работать мошенники. Размещать рекламу на столбах рядом с листовками типа "Досуг", "Деньги в долг" и "Квартира на сутки" даже в период сложных финансовых условий явно несолидно для серьезных фирм.
Автомобилистам, лишенным водительского удостоверения, в свою очередь хочется пожелать быть более осторожными с подобными объявлениями. Ну и, конечно же, ездить по правилам. Тогда и проблем с возвратом водительских прав не будет.
Андрей ВОВК.
Комментарий специалиста
Игорь МИХАЙЛУШКИН, начальник отдела пропаганды Управления ГИБДД по Нижегородской области:
- В последнее время, действительно, число водителей, лишенных прав, увеличилось. Это связано в первую очередь с тем, что качественно вырос уровень работников автоинспекции. Кроме того, появились решения Верховного суда, уточняющие некоторые спорные моменты в законодательстве. Если раньше в каких-то случаях нарушений правил дорожного движения мы не знали, как действовать, то сейчас все прописано достаточно четко.
Конторы, обещающие вернуть водительские права, массово стали появляться около года назад, после того как правительство ужесточило юридическую ответственность за нарушение правил дорожного движения и был значительно расширен список статей административного кодекса, по которым наступает лишение водительских прав. Это касается так называемых социально опасных статей: выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Водитель имеет право отстаивать свою позицию в суде. Также имеет право обратиться за помощью к адвокатам. Но следует насторожиться, когда видишь объявление о стопроцентных гарантиях возврата водительских прав. Никто не может гарантировать, что решение суда окажется в пользу автомобилиста. Скорее всего, это мошенники, которые живут за счет предоплаты.
Цифры
По данным Управления ГИБДД, в 2008 году в Нижегородской области 28 055 водителей были лишены водительских удостоверений. Это примерно на 30 процентов больше, чем в 2007 году.
Кстати
По итогам 2008 года лишь 23 нижегородца из тысячи смогли приобрести новый автомобиль. Это больше общероссийской статистики на три человека. В развитых европейских странах данный показатель составляет в среднем от 30 до 40 машин.
При этом стоит отметить, что москвичи покупали автомобили примерно в 2,5 раза чаще, чем в среднем по России (44,5 авто на каждую тысячу жителей). В пятерку лидеров по числу покупок новых автомобилей входят Тюменская (38,1), Московская (37,6) и Самарская (36,3) области, а также Санкт-Петербург (33,2).
Между тем
У платных будет альтернатива
В России большинство федеральных автодорог будут платными. Такое заявление сделал вице-премьер Сергей Иванов на коллегии Министерства транспорта.
- Весь мировой опыт подсказывает этот путь как самый эффективный, - подчеркнул министр. В качестве примера Иванов привел прежде всего Китай, который в основном финансирует строительство платных трасс. "Сначала они строят платные дороги, а потом начинают заниматься автомобилизацией, а у нас наоборот", - с сожалением отметил вице-премьер.
Кроме того, напомнил Иванов, в России есть ограничения: по закону рядом должна быть альтернативная бесплатная дорога. То есть кроме строительства новых "двойных" дорог, каким-то образом платность нужно будет вводить и на старых магистралях.