Важнее пройти через отчаяниe

Важнее пройти через отчаяниe

Заслуженный работник культуры РФ, член правления Союза писателей России Валерий Шамшурин начинал как поэт, затем обратился к прозе, а в последние годы много работает в жанре исторического романа. Не так давно в Нижнем Новгороде были изданы два его романа о русских императорах – «Таинственный старец» об Александре I и «Седьмая печать» о Николае I. И вот уже в московском издательстве появилась новая книга – исторический роман о Кузьме Минине.
Вся жизнь Шамшурина связана с Нижним Новгородом, где он ведет активную общественную жизнь: Валерий Анатольевич лауреат многих литературных премий и премии Нижнего Новгорода, член комиссии по вопросам помилования на территории Нижегородской области, заместитель председателя Нижегородского отделения Русского исторического общества. И литературное творчество этого замечательного человека во многом связано с Нижним Новгородом, с его богатой историей.
Сразу после юбилея наш внештатный корреспондент Светлана Пшеницына взяла у писателя интервью.
- Валерий Анатольевич, ваше детство пришлось на военное время. Что особенно врезалось в память из далекого детства?
- Было мне всего два с половиной года, когда произошел случай – первое событие, что осталось и закрепилось в моей памяти, как говорится, намертво. Поздней осенью 1941 года отец спешно покидал узлы и посадил мою маму со старшей сестренкой Лилей и младшей Галей в теплушку тронувшегося поезда, а меня посадить не успел. Поезд набирал ход. Побежав, отец бросил меня в вагон, но я не попал в материнские руки, а пролетел мимо, чуть ли не угодив головой в раскрытую дверцу печки-буржуйки, раскаленной от огня. Все же правая моя рука коснулась багрово рдеющего железа, и до сих пор на тыльной стороне ладони виден так и не заросший шрам – мета войны…
- Когда вы впервые почувствовали непреодолимую тягу к литературе?
- В годы войны было не до чтения, а вот сразу после войны, как только представлялась возможность, отец по воскресным вечерам читал нам с мамой вслух. Книг у нас в доме не водилось. Не на что их было покупать. Отец приносит их из библиотеки. Он читал артистически, с увлечением, повторяя наиболее выразительные описания и диалоги. И этот «театр одного актера» за обеденным столом остался в памяти как праздник. Школа, в которую я пришел впервые сентябрьским утром 1946 года, находилась рядом с Канавинским базаром. Учительницей у нас была замечательная женщина, которая начала преподавать еще до революции, благоговея перед Ушинским и его книгой «Родное слово».
Она прививала нам уважение к правдивому слову, где ничего нельзя по своему усмотрению менять, потому что подобные проделки граничили бы со святотатством. Я не читал, а прямо-таки пожирал книги, однажды обнаружив, что перебрал всю детскую литературу и уже останавливал взгляд на корешках многотомного Гете, Льва Толстого. И вот тут-то нежданно-негаданно появился у меня соблазн самому что-нибудь написать. И я принялся писать. Только почему-то не прозу, а стихи. Они лились будто сами собой. Ничего из этих сумбурных стихов я не помню, кроме двух строк:
Я вышел на зорьке в широкое поле.
Зеленая воля, зеленая воля…
После моего очередного сочинения по литературе учительница подошла ко мне и сказала, что я буду писателем, надо только верить в свои силы… Мы не сами идем, нас ведет предназначенность.
- Валерий Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о вашем дебюте.
- В университете я начал портить бумагу скороспелыми стихами, в которых не было никаких открытий, а было всего лишь брожение молодости. Но вдруг все застопорилось. Наступило время испытать муки творчества, безъязыкости, невыразимости. В школьные годы сочинение стихов казалось забавой. Писал я для стенгазеты и особо не напрягался. Однажды во Дворце культуры имени Ленина мои стихи случайно увидел наш знаменитый композитор Александр Касьянов. Меня пригласили из зала за кулисы. Смущенный донельзя, предстал я перед метром. Александр Александрович сказал, что у меня есть способности, что нужен огромный труд. Я стал тогда посещать занятия литературного кружка при Дворце культуры имени Ленина, которым руководил аспирант университета Валентин Кузнецов. Он год назад принимал у нас вступительные экзамены по литературе. Назвал я свою фамилию и тот сразу меня вспомнил. Дело в том, что сочинение я писал на каверзную тему: «Сюжет и композиция комедии Гоголя «Ревизор». Кузнецов обожал споры, сталкивал разные мнения. Все забывали о собственных опусах, включались в страстную перепалку.
С весны 1959 года я стал ходить на литературные посиделки к Борису Пильнину. Ну где мы еще могли найти такое место, где бы можно было поговорить о Максимилионе Волошине, о наших современниках – Луконине, Смелякове?!
- Валерий Анатольевич, что вы можете пожелать молодым литераторам?
- Для писателя важнее пройти не через успех, а через отчаянье, которое заставит искать выход. Нужно помнить о своей ответственности. Работать надо каждый день. Нельзя садиться писать без мысли.

Следите за нашими новостями в удобном формате