С давних пор самым популярным сувениром, привозимым иностранцами из России, является деревянная матрешка. За рубежом эта игрушка пользуется настолько бешеным успехом, что круглолицая красавица даже начала терять исконно русские черты. В Нижегородской области выпуском расписных матрешек занимаются только два предприятия - ЗАО "Хохломская роспись" и ООО "Семеновская роспись". Как признался "НН" директор последнего Олег Коротков, интерес к матрешке на российских прилавках давно пропал, и на внутренний рынок сейчас уходит меньше половины продукции. За все то время, пока Олег Владимирович является директором предприятия (а это ни много ни мало 12 лет), объем государственного заказа у семеновцев ежегодно составляет… ноль игрушек.
- Даже как-то обидно за державу, - с грустью замечает директор ООО "Семеновская роспись". - Если помните, на последнем "Евровидении" активной участницей жеребьевки была именно матрешка. Так вот, качество той игрушки оставляло желать лучшего. Как специалист могу сказать, что сделана она была непрофессионально. Скорее всего, ее изготовили кустарным способом.
Зато недостаток внимания со стороны соотечественников с лихвой компенсируют иностранцы. Особенно русскую матрешку полюбили в Японии и Германии, с которыми фабрика сотрудничает около десяти лет. Ежемесячно для Страны восходящего солнца предприятие производит по три - четыре тысячи единиц товара. За границей игрушки в основном используются в рекламных целях. К примеру, для недавнего финала Лиги чемпионов по футболу немцы заказали большую пятикукольную матрешку в форме мяча с логотипом известной спортивной фирмы, выступавшей в качестве спонсора национальной сборной.
А вот японцы больше ориентированы на духовные ценности. В русской игрушке они увидели "сестру" своей национальной куклы кокэси (кстати, по одной из версий, именно она и стала прародительницей русского народного сувенира). По просьбе японских друзей фабрика изготовила первую пробную партию матрешек-кокэси. "Гибрид" должен прибыть в Японию уже в десятых числах апреля.
Руку помощи отечественному производителю готовы протянуть правительство РФ и российское Министерство промышленности и торговли. В ближайшее время из госбюджета будет выделено 28,4 миллиона рублей на закупку для Кремля и государственных учреждений товаров народных промыслов. Матрешек и расписную посуду планируется использовать в качестве сувениров для высокопоставленных зарубежных гостей.
Марина АНДРОНОВА.