Традиционное ремесло руками талантливых мастеров превращается в искусство.В давние времена плетение корзин ремеслом не считалось - в сельской местности почти каждый рукастый хозяин мог из ивового прута хоть объемистую боковушу связать, хоть вереньку попроще, хоть короб для белья, хоть махонькую корзиночку для вишен.
- А сколько у вас лозы в год на все изделия уходит, - спрашиваю у мамы с дочкой Луизы Константиновны Каровой и Ирины Городничевой. - Недавно мне рассказывали, что у опытного мастера в дело за это время идет до 60 километров (!) лозы?
- Может, это и так, только мы сами не считали, - отвечали мама с дочкой. - Мы даже, когда начинаем плести иную вещь, порой сами не знаем, когда вдохновенье найдет, что у нас в конечном итоге получится.
Эти мастерицы - самые искусные в Павлове по лозоплетению, многократные участники различных районных и областных выставок по своей специфике, их эксклюзивные работы есть в нескольких каталогах. А вот показать самое лучшее могут лишь на фотографиях в своих двух фотоальбомах избранных работ: дома такие товары не задерживаются - раскупаются или после окончания выставок или на праздничных распродажах. Самому пришлось видеть в Богородске на празднике города и приуроченном к нему фестивале гончаров, как они на "улице мастеров" первыми из приехавших мастеров прикладного искусства распродали свои товары. На такие же дни городов их приглашают в Вачу и Сосновское, Муром и Вязники, Суздаль и Городец…
Вазы для фруктов или конфет в форме плывущего лебедя, размахивающая почти метровыми легкими крыльями бабочка, полый шар солидного размера, миниатюрный ларец, с человеческий рост подставка для цветов, кружевное, словно из ниток, панно с элементами флористики… Да мало ли какие диковинные изделия можно сплести из гибкого ивового прута, было бы желание.
А желание сделать что-то необычное появилось у Луизы двадцать лет назад. Тогда она работала надомницей на местном заводе сувениров, сдавая туда по государственным расценкам заказанные ей изделия, пользующиеся спросом. Ассортимент оказался однообразен, хотя и легок в изготовлении, для творческого человека такой труд скоро оказался скучен. И Карова даже особо не расстроилась, когда завод оказался банкротом, ее-то любимое дело осталось при ней. Зато приобрела свободу в выборе формы и бытового назначения своих будущих изделий. Даже так бывало: начинает плести обыкновенную вазу для фруктов, но уже во время работы постепенно отходит от самой же задуманного плана - и рождается в итоге ваза, каких еще не было.
Дочь Ирина мамино искусство, когда переняла опыт, усовершенствовала. Она еще старшеклассницей, впервые попав на областной детский конкурс по лозоплетению, сразу заняла на нем первое место. А потом знания по совершенствованию в декоративном искусстве повышала в Нижегородском государственном университете. Могла бы остаться в областном центре, но где там в небольшой комнатенке развернешься со своим любимым делом - лозу надо и запарить, и ошкурить… Переехала домой, в Павлово, в мамин просторный частный кирпичный дом, найдя работу по увлечению: преподаватель технологии (того же лозоплетения) в школе-интернате.
А вся работа начинается с хождения по берегам Оки в поисках нужных ив и длиннющих веток, которые надо аккуратно срезать, потом доставить домой, там запарить в ванной, затем подготовить каждую веточку к ошкуриванию, чтоб лоза была бело-золотой и гибкой, как нить. Тут женщинам помогает их муж и отец Владимир Городничев.
Когда-то Ирина была прилежной маминой ученицей, теперь она сама стала учителем будущих мастеров.
Георгий СПИРИДОНОВ. Павлово.