Пересекая водную гладь и вырастая в размерах, самоходный паром СП-39 точно по расписанию мягко швартуется к левому берегу Суры. Рулевой-моторист Владимир Катковский привычным движением приводит в действие механизм – и вот уже по металлическому трапу на твердую землю выезжают грузовик с покачивающимися в кузове пустыми газовыми баллонами и еще пара машин, сходят люди.
Еще через несколько минут открывается окошечко под надписью «Касса», и матрос-кассир Надежда Соколова выдает билеты водителям и пассажирам. На ту сторону, в Васильсурск, с утра поток автомобилей больше, грузится дорожная техника – уже с реки на дороге, опоясывающей живописный холм, на котором стоит поселок, можно разглядеть горки щебня с песком. Пока ведется строительство, приезжают в Васильсурск гости, за паромную переправу можно не беспокоиться – она окупается. И все же есть опасения у команды парома за свое будущее. Хоть и приписана переправа, как и две других - у Разнежья и Лыскова на Волге, еще с давних времен к Нижегородскому порту, по сути дела находятся они в частных руках. Тем более что тарифы на перевозку ежегодно растут. Видимо, время такое, когда все приходится считать.
Но именно в эти летние дни настроение у речников все же приподнятое. И не только потому, что приближается их профессиональный праздник. По словам сменного капитана СП-39 Александра Галкина, в это время скучать не приходится. В тот же Васильсурск, стоящий над слиянием Суры в Волгу, откуда только не приезжают дачники – и из родной области, и из соседних Чувашии с Мордовией, и даже из Москвы. Население поселка чуть ли не удваивается. Не то, что зимой, когда все вокруг пустеет.
Сам Александр Петрович из местных. Родился, вырос и живет в Васильсурске.
- В детстве у нас, мальчишек, выросших на реке, и мыслей других не было по поводу дальнейшей жизни – все старались поступить в речное училище в Горьком, - вспоминает капитан. – И я его окончил, начинал работать в Кстове, сначала мотористом, потом капитаном. А затем, когда моя будущая жена окончила пединститут, она тоже из Васильсурска, решили вернуться на родину. Так я оказался здесь на переправе. Тридцать лет перевожу людей и грузы. На каких только паромах не работал, даже на речном трамвайчике. Помните, раньше такие ходили по реке.
В подчинении у сменного капитана Галкина шесть человек. Все они не первый год трудятся вместе. И не мыслят себя без реки. По крайней мере, Александр Петрович нисколько не жалеет о сделанном выборе:
- Тут моя родина, а работа она везде работа, да и по здешним меркам деньги платят нормальные, - говорит он.
Жена Вера Анатольевна работает в Васильсурской средней школе завучем. Два сына пошли по ее стопам – получили педагогическое образование. Правда, местной молодежи пока трудно найти работу недалеко от родителей. Чего говорить, проблема эта не одного Воротынского района и связана с созданием условий жизни на селе: с той же занятостью, в большей или меньшей степени с жильем, дорогами и природным газом. Очень ждут его прихода в Васильсурске.
- Почитай, из тех мальчишек, что мечтали трудиться на реке, сегодня здесь я остался один, - вздыхает Александр Галкин, но тут же добавляет, светлея лицом, - а, знаете, Волга все же возрождается, не то, что было раньше после перестройки – душа болела за омертвевшую ширь реки. Сейчас судов на ней стало больше. Будем жить!
Александр ПЕТРОВ.
Воротынский район.