Нарушениям природоохранного законодательства способствуют бюрократические барьеры.Самовольный сброс сточных вод в Нижегородской области стал массовым явлением. Из 214 региональных предприятий-водопользователей только 37 имеют разрешительные документы на право пользования водным объектом для сброса сточных вод. Такая тревожная информация прозвучала вчера из уст заместителя начальника департамента Росприроднадзора по ПФО Павла Будака на пресс-конференции в “Нижегородских новостях".
Водный кодекс, вступивший в силу с 1 января 2007 года, был окончательно подкреплен нормативно-правовой базой только в 2008 году. Последний документ правительства РФ, содержащий описание механизма получения соответствующего разрешения, датирован июлем 2008 года. И те предприятия, у которых закончились к этому времени разрешительные документы, срочно-обморочно бросились их оформлять. А чтобы получить долгожданную визу, необходимо пройти согласование в нескольких ведомствах, каждое из которых рассматривает документы не менее месяца, а рыбоохрана - все три. Как сообщила представитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора Татьяна Ванцова, за первый квартал это ведомство выдало 13 разрешений на сброс загрязняющих веществ в природные водоемы.
Тем не менее предприятия продолжают сбрасывать сточные воды, несмотря на отсутствие соответствующих разрешений. В прошлом году общий сброс составил 1053,5 миллиона кубических метров, из них загрязненных сточных вод 409,5 миллиона. Доля сточных вод без очистки в последнем составила 30,5 миллиона кубометров, остальное вошло в категорию недостаточно очищенных.
На качестве воды в реках и водохранилищах области сказывается тот факт, что очистные сооружения, которые строились еще в советское время, устарели морально и физически. Квалифицированных кадров в этой отрасли катастрофически не хватает. Финансирование водоохранных и водохозяйственных мероприятий из федерального бюджета закончилось в 2006 году, когда федеральную программу "Возрождение Волги" в верхах сочли нецелесообразной ввиду того, что водопользователи - хозяйствующие объекты в основном акционировались. Нет такой программы и на уровне области. А муниципалитеты и районные власти вряд ли в нынешней ситуации могут себе позволить такую роскошь, как финансирование реконструкции очистных сооружений.
Причиной загрязнения сточных вод также является отсутствие в городах и в промышленно развитых районных центрах систем ливневой канализации с системой очистки. И совершенно очевидно, без капитальных вложений в эти объекты проблема очистки сточных вод неразрешима.
Эльвира ПЕЧЕНЕВА.