Я или не-я?

Я или не-я?

В театральной жизни Нижнего Новгорода стала проявляться определенная тенденция, которая одновременно и радует, и настораживает. Тенденция эта - постановка экспериментальных дискуссионных спектаклей, как правило, на малой сцене. Таковыми особенно отличается ТЮЗ, но уже и драма поставила "Эмигрантов", и вот сейчас - "Комедiя" почти выпустила спектакль "Я" (режиссер Андрей Ярлыков, пьеса нижегородца Антона Маркова). Тенденция радует, ибо "пусть цветут все цветы". Кому-то - академическое искусство, кому-то - спектакли "на разрыв аорты", такие, где ты увидишь глаза актера в метре от себя, а он - твои.
Настораживает, потому что активность альтернативного искусства нарастает в кризисные моменты истории, в тех местах, "где рвется". Актуальное искусство - это не направление, это диагноз.
На первом просмотре спектакля "Я" был аншлаг. Но это не был аншлаг большого зала, когда толпа приступом берет билеты на понравившееся действо. Это был аншлаг дружеской встречи, аншлаг неравнодушного зрителя, который пришел поддержать и принять участие. Малая сцена "Комедiи", которая больше напоминает просто репетиционный зал, где специально ставятся стулья для зрителей, найденные по всему театру, с трудом вместила шестьдесят человек вместо запланированных сорока. Более того, зрителями случайно был использован один из двух реквизитных стульев, так что актерам пришлось перестраиваться на ходу.
Первое, что говорят и зрители, и актеры о спектакле "Я", - это то, что о нем сложно говорить. Спектакль - одна большая метафора, поток образов и ассоциаций, связанных с бытием творческой личности. Да, имеют место штампы - холодный чердак, сигарета, клочья истерзанной бумаги. Они единственные составляют узнаваемую в веках картину. Все остальное творится здесь и сейчас. Или творилось вчера. Или будет твориться завтра. Каждый из нас, будучи поставлен на грань жизни и смерти, возможно, испытает муки, сходные с теми, которые испытывали герои спектакля. Разница только в том, что для главного героя - Я (Руслан Кутлыев) - эта мука более локальна: он переживает ее с рождением и гибелью каждого творческого образа.
Один из этих образов - Он (Максим Лакомкин). Альтер эго. Личный Мефистофель. Быдло в бабочке. Все самое темное в нас самих, будучи встреченным лицом к лицу, вызовет в нас тот самый животный ужас, который так часто искажает лицо Я при встрече с Ним. Как и в нас происходит вечная борьба добра и зла, за которой незримо наблюдает кто-то свыше, а в спектакле - телефон с оборванным проводом, по которому можно напрямую звонить Богу. И даже дозвониться, если повезет.
А ведь есть еще Она (Ольга Берегова). Не мать, не жена, вечно недосягаемая и вечно отвергаемая возлюбленная. Женский образ из собственных стихов. Идеал. Муза. Она придает борьбе особую остроту, ведь борьба только тогда имеет ценность, когда есть что терять. Хотя бы собственную жизнь.
И хотя в спектакле Бог дает герою шанс на еще одну жизнь, мы-то с вами всегда должны помнить, что у нас такого шанса не будет. И жить набело нужно сейчас.
Светлана БОГДАНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате