Утверждение, что в суровые времена наш народ любит расслабляться горячительными напитками, опровергает официальная статистика. В 2008 году потребление алкоголя на нижегородскую душу населения по сравнению с предыдущим сократилось, хотя и незначительно - с 8,92 до 8,68 литра в пересчете на абсолютный алкоголь.
В нашей губернии, как сообщает Нижегородстат, алкогольных напитков и пива в прошлом году продано тоже меньше - аж на 3,3 процента. Впрочем, это совсем не значит, что мы стали усваивать антиалкогольную пропаганду и начинаем меньше заглядывать "в бутылку". Происходит так называемое перераспределение предпочтений, что и приходится наблюдать на нижегородском рынке производства алкогольной продукции.
Из произведенных 5121,3 тысячи декалитров алкогольных напитков доля водки и ликеро-водочной продукции, то есть повышенного градуса, составляет 53,4 процента. Водки мы и произвели больше предыдущего года на 10,5 процента. На 13,8 процента выросло производство коньяка. Беспрецедентно сократился выпуск плодовых и виноградных вин - на 38,2 и 68,4 процента соответственно. Нижегородская область, некогда занимающая лидирующие позиции в производстве шампанских и игристых вин, сдает их без боя: сокращение производства составило почти 20 процентов.
Как известно, в рыночных условиях производство надо рассматривать как зеркальное отражение спроса, и это действительно так, хотя весьма спорно считать, что наш народ потерял интерес к хорошим винам. Тот же спрос, как известно, формирует и сам производитель, не гнушаясь самыми разными средствами. Агрессивная реклама пива достигает своей цели: его нижегородские пивовары произвели на 13,6 процента больше, чем в 2007 году.
Сокращение производства вин легко объяснить и тем, что трудно стало с поставками виноматериалов, хотя пример ООО "Бальзам" из Чкаловска, ранее известного больше как производитель водки и переключившегося на выпуск шампанского, опровергает подобное утверждение. Есть серьезные подозрения, что наши алкогольные предприятия, а некоторые из них совмещают производство вина и водки, формируют наши алкогольные пристрастия, сознательно ориентируя производство на выпуск "беленькой". Достаточно получить спирт высшего качества, поставить дополнительный фильтр по очистке воды, чтобы уже заявлять о новой цене "совершенного" продукта, что невозможно сделать с вином, имея под рукой только поставляемый из других регионов далеко не самый лучший виноматериал. Впрочем, и на "бормотуху" пока спрос существует.