Недавно в суде Нижегородского района вынесли приговор по нашумевшему делу. Год назад оперуполномоченный уголовного розыска Сергей Бирюков избил ни в чем не повинного человека. Сделал он это, как установил суд, только за то, что задержанный азербайджанец не дал ему сигарету. А тот и не курил. Да и в камеру-то Эмиль Дадашов попал только потому, что при нем не было паспорта. Служителей порядка это насторожило.
"Дураков везде хватает…"
В тот день Эмиль возвращался с работы домой. На автобусной остановке к нему подъехала патрульная машина.
- Предъявите паспорт! - вышедший из автомобиля милиционер стал внимательно разглядывать личность, показавшуюся ему подозрительной. - Если я не ошибаюсь, вы с Кавказа?
Эмиль кивнул, потом проверил свои карманы и понял, что забыл паспорт дома. Обычно носил его, а тут не взял.
- Он у меня сейчас не при себе, - вздохнул он. - Чем это мне грозит?
- А ничем. Просто вы сядете к нам в машину, и мы проедем в отдел.
- А у тебя документы есть? - повернулся сержант к знакомому Эмиля Дадашова - юноше. - Тоже нет? Тогда и ты садись!
В дежурной части УВД Нижегородского района, куда привезли гостей города, кто-то решил, что они будут сидеть в "кутузке", пока не установят их личности.
Через некоторое время за юношей приехали родственники, и Эмиль остался в камере один. А ближе к ночи и произошло то, в чем потом тщательно разбиралось следствие.
Чем уж ответ Эмиля, что он не курит и не пьет, так рассердил оперативника, сказать не беремся. Возможно, старлей просто был не в духе, зайдя к себе на службу в нерабочее время.
- Когда я сказал, что курить и пить мне не позволяет вера, Бирюков стал материться, а потом бить меня руками и ногами, - вспоминает Дадашов. - Он ругал мою веру, нацию, кричал, что ненавидит всех кавказцев. После схватил в руку электрошокер и использовал его вместо дубинки. Раз пятнадцать ударил, от этого у меня по всему телу появились синяки и ожоги.
После "шоковой терапии" задержанного поволокли в комнату для допросов. Однако по пути Бирюков резко ударил лбом Эмиля в лицо.
- Вместе с кровью я выплюнул сразу три зуба, - говорит пострадавший.
Из РУВД Дадашова выпустили только после того, как он в туалете замыл все свои кровоподтеки.
- Вы учтите, я этого так не оставлю и буду жаловаться, куда следует, - пообещал Эмиль стражам порядка.
- Это ваше право, - пожал плечами выпроваживавший его милиционер. - Но учтите, что дураков везде хватает. И милиция в этом смысле не исключение…
Превышение полномочий
Понимая, что в прокуратуре и суде ему на слово не поверят, в ту же ночь Дадашов обратился в травмпункт и зафиксировал все полученные в милиции побои, а дома попросил родственников, чтобы они еще и засняли их на камеру.
Но и при таких доказательствах еще полгода Эмиль околачивал пороги кабинетов и везде получал от ворот поворот. И тогда он обратился за помощью в межрегиональный комитет против пыток, где было проведено собственное расследование, с его результатами ознакомили прокуратуру. После этого следственный отдел при прокуратуре возбудил уголовное дело по статье 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств".
- Только тогда я узнал имя своего обидчика, - говорит Эмиль. - До этого его от меня тщательно скрывали. А потом и вовсе начальство отправило Бирюкова в чеченскую командировку. Это с его-то "любовью" к кавказцам!..
Ответит государство
Но ничего не утряслось. По требованию прокуратуры Бирюкова вернули из командировки. В Нижнем ему предстояло ознакомиться с материалами государственного обвинения и готовиться к суду.
На слушании дела в последнем слове старший лейтенант Бирюков заявил, что виновным себя не признает, поэтому потребовал оправдательного приговора. Однако председательствующий Евгений Пырьев посчитал, что вина оперативника полностью доказана, и приговорил его к трем годам колонии общего режима.
Старлей, который наверняка ожидал такого приговора (прокурор требовала для него вообще пять лет!), но, как и любой здравомыслящий человек в глубине души надеялся, что его судимость станет условной, как-то сразу сник.
Обжаловать приговор намерены и сторона гособвинения, и защита.
- Вынесенный приговор мы считаем необоснованно мягким, - сообщила "НН" помощник прокурора Нижегородского района Анастасия Карасева. - По статье, предусматривающей максимальное наказание в 10 лет, суд назначил минимальное наказание. Поэтому мы будем готовить кассационное представление в высшую инстанцию.
А вот пострадавшего и его представителя, инспектора отдела расследований комитета против пыток Александра Немова, приговор устроил.
- Насколько я знаю, у Бирюкова есть маленький ребенок. Поэтому пять лет для него было бы много, достаточно и трех, - заметил Эмиль Дадашов. - Как только решение суда вступит в законную силу, я подам гражданский иск на компенсацию нанесенного мне морального вреда и материального ущерба.
На вопрос, кто должен отвечать за действия, совершенные милиционером, Александр Немов, ответил:
- Милиционер - это госслужащий, поэтому иск будет направлен против государства.
- Ну, вот скажите, зачем ему вообще все это было надо? - недоумевал Эмиль. - Говорил же, давай решим это миром, без суда. Заплати мне за выбитые зубы, и я все прощу! Не захотел…
Константин ШИШАРИН.