Отправляясь по путевке турфирмы, прежде всего надо хорошо изучить условия договора.Хоть и кризис на дворе, а сезон отпусков никто не отменял. Поэтому уже сегодня нижегородцы начинают планировать свои путешествия. И каждому, безусловно, хочется, чтобы от отдыха остались только замечательные впечатления. Однако не всегда так получается.
Согласитесь, здорово оказаться среди зимы на пляже у теплого моря. Как не запрыгать от восторга! Именно с таким настроением отправилась в Египет в конце февраля нижегородка Светлана Киняева.
- Я впервые попала в эту страну, - рассказывает она. - Мне понравилось все: и очень радушные местные жители, и внимательный персонал отеля. Продавцы хоть и достаточно навязчивые, но в итоге все равно добродушные. Кроме того, Египет - это очень интересные экскурсии, это заплывы в море, где можно наблюдать экзотических рыбок и кораллы, это захватывающие зрелища, например танец живота или скачки на верблюдах. Однако все эти впечатления подпортили организаторы тура. Во-первых, уже в Египте нам заявили, что о медицинской страховке, которую мы оплатили при покупке путевок, нужно забыть. И действительно, когда одна из туристок поранила ногу во время купания, никто бесплатную помощь ей оказывать не стал. Пришлось самой обрабатывать рану, и еще хорошо, что смог помочь врач, который был среди туристов нашей группы. Или, например, я записалась на дайвинг, заплатила деньги, а непосредственно перед погружением инструкторы нам дали заполнить анкету, и оказалось, что у меня есть болезни, при которых погружение на глубину противопоказано. Однако деньги мне вернуть отказались, пришлось переписывать анкету и участвовать в дайвинге на свой страх и риск. Теперь если соберусь в Египет опять, обязательно возьму с собой бинтов и перекись водорода, а еще лучше укомплектованную всем необходимым дорожную аптечку.
- Подобные ситуации возникают с туристами нередко, - прокомментировали данную ситуацию специалисты отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. - Трудно судить, кто прав в данной ситуации - турист или организаторы тура. Главная беда, что мы практически не читаем договор с турфирмой, который сами же подписываем! Тогда многих неприятностей можно было бы избежать.
Отсюда и ситуации, с которыми сталкиваются наши туристы. Например, на сайте в Интернете узнают, что протяженность путешествия столько-то дней и ночей, а в договоре прописаны сутки. И уже на месте незадачливого туриста выселяют из гостиницы в час ночи! Или, допустим, здесь в Нижнем Новгороде покупают путевку на 11 дней. А при получении остального пакета документов от турфирмы в Москве оказывается, что отдых включает в себя только 7 дней.
Часто возникают проблемы и с покупкой дополнительных экскурсий на месте. Мало кто из доверчивых туристов спросит документы об оплате такой экскурсии. В результате потом требовать возврата денег очень сложно. И еще немаловажное правило для туриста - всегда и везде требовать максимум информации о туристической услуге: пусть документально будут расписаны условия проживания и питания, часы и стоимость экскурсий, трансфер и т.д.
Точно так же внимательно нужно читать договор о медицинском страховании. Например, если вы наступили на морского ежа или на острый камень на пляже, возможно, это и не является страховым случаем. Зато то, что входит в договор, можно смело требовать и на месте, и потом, вплоть до решения проблемы в суде.
Договор по закону или сочинение на тему? Проверка нижегородских турфирм, которую провели специалисты Роспотребнадзора, выявила типичные нарушения Закона "О защите прав потребителей", встречающиеся в договорах с клиентами. Сегодня, когда нередко турпоездки срываются, знать об этих нарушениях особенно актуально.
Условия конкретного договора "В случае если поездка отменена по решению фирмы, туристу выплачивается вся уплаченная сумма в течение 14 календарных дней".
По закону "Требования потребителя… о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, причиненных в связи с отказом от исполнения договора… подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования" (ст. 31).
Условия конкретного договора "В случае отказа от поездки турист обязан оплатить фактически понесенные фирмой расходы по оформлению поездки, оплате отеля, проездных билетов, визы и т.д., а также кратную сумму расходов по групповому туру"."При отказе за 40 дней до начала поездки при переезде автобусом из Москвы удержание составляет 10 процентов стоимости путевки, но не менее 30 у.е., при перелете самолетом - 30 процентов стоимости и т.д."."При отсутствии заявления об аннуляции на момент начала тура обязательства фирмы считаются выполненными и стоимость тура не возвращается".
По закону "Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору" (ст. 32).
Условия конкретного договора "Фирма освобождается от всех обязательств по договору и компенсаций при возврате потребителю стоимости путевки".
По закону "Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя… от исполнения возложенных на него обязательств" (ст. 13)."Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (услуги). Потребитель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги) (ст. 28).