В нижегородских вузах адаптируются к учебе в новом формате

В нижегородских вузах адаптируются к учебе в новом формате

Буквально в считаные дни в вузах по всей стране было организовано дистанционное обучение. Напомним, новый режим работы высшей школы был введен в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта текущего года. Как с этим справились университеты Нижнего Новгорода, действительно ли студенты учатся, а не бьют баклуши? О том, как удалось организовать дистанционное обучение студентов в столь короткие сроки, нам рассказали в ведущих вузах Нижнего Новгорода.
Все технологии хороши
Если говорить в целом о переходе на дистанционный формат, то, как известно, в чрезвычайных ситуациях готового решения практически не бывает. Вузы, где внедрением цифровой среды занимаются уже несколько лет, оказались в более выигрышной ситуации по сравнению с теми, где эта работа была начата относительно недавно.
- При реализации всех образовательных программ в Мининском университете используются различные  технологии, в том числе дистанционные образовательные, электронное обучение. В университете функционирует служба их электронного сопровождения. Поэтому алгоритм и понимание, как и что делать в условиях перехода на дистанционный формат образовательной деятельности, у администрации нашего вуза были, - рассказывает начальник учебно-методического управления Мининского университета, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Фильченкова.  
В то же время без трудностей не обошлось. Это было связано с тем, что ранее в Мининском университете, как и в других вузах, обучение велось в смешанном формате.
- Первоочередной и самой важной задачей для нас было четко построить работу педагогического коллектива и студентов с сохранением качества образовательного процесса. В первые дни функционирования вуза в дистанционном формате были  сложности организационного характера, связанные с мгновенным переводом работы всего коллектива и студентов в асинхронный/опосредованный режим. Вторая сложность была в использовании преподавателями множества источников связи для проведения разных форм занятий (онлайн-платформы, облачные сервисы и технологии) и разные предпочтения студентов по форматам электронного обучения. В-третьих, нужно было решать задачу с контролем «посещаемости» и выполнения нагрузки в полном объеме, - продолжает Ирина Федоровна.
Без стипендии не останутся
Для выявления возникающих проблем Мининский университет задействовал все имеющиеся ресурсы: поступающие личные сообщения в социальных сетях, комментарии к постам, обсуждения с деканатами в сети «ВКонтакте», телефонные звонки в деканаты и другие мобильные коммуникативные возможности, в том числе и online-приемную на сайте. В социальных сетях был организован прямой эфир ректора со студентами. Именно в ходе этого мероприятия удалось выявить наибольшее количество волнующих их вопросов. На часть из них ответы были даны сразу в прямом эфире, на остальные - опубликованы на сайте и в соцсетях.
Прежде всего ребят волновал вопрос увеличения нагрузки. На самом деле это увеличение только кажущееся. В ситуации, когда студент выполняет задания во время контактной работы в аудитории, он не замечает, сколько времени занимает его выполнение, так как  мера исчисления времени - одна пара. В ситуации, когда студент работает дома в электронной информационно-образовательной среде, он считает не время, потраченное на выполнение одного задания, а количество самих заданий, то есть мера исчисления времени - количество заданий. Более того, в ситуации очного обучения есть четкое разделение аудиторной и внеаудиторной работы, на удаленке вся работа проделывается дома. Отсюда и возникает ложное ощущение, что заданий стало в два или три раза больше.
Студентов беспокоит, что будет с практикой, ведь их основная часть проходит ее в школах, детсадах и других организациях образования. Поскольку сейчас образовательные организации всех уровней переходят на дистанционное обучение, то вуз работает над тем, чтобы студенты встроились в их деятельность и в таком же формате.
Немаловажным для обучающихся в университете является вопрос выплаты  стипендии. Изменений в этой части никакх не предвидится, утверждает Ирина Фильченкова.
Помогут коллегам
Оперативно перестроить работу смогли и в Нижегородском государоственном лингвистическом университете им. Н.А.Добролюбова.
- На сегодняшний день НГЛУ работает в режиме распределенного университета. Это не означает, что вуз закрыт на карантин: занятия проходят в полном объеме на удаленке и обязательны для студентов. Режим дистанционного обучения - не новинка для нашего вуза. Не первый год большая часть заданий выполняется ими в корпоративной информационно-образовательной среде Moodle, которая также дает все возможности общения преподавателей и студентов в дистанционном режиме, в том числе и в рамках учебной группы. Имеется практика проведения прямых трансляций лекций и учебных занятий через сервисы YouTube,  в системе переводческой памяти Memsource и на платформе LesenHQ для обучения активному чтению на иностранном языке. У НГЛУ также есть опыт обучения с помощью платформы Вебинар.ру и ви­деоконференций. В вузе разработано особое расписание учебных дисциплин, а также различных мероприятий воспитательного характера, которые проводятся преподавателями НГЛУ и партнерами на основе дистанционных технологий. Для абитуриентов в НГЛУ также проведены все необходимые мероприятия по созданию обучающих интернет-пространств, в которых слушатели курсов могут эффективно заниматься и готовиться к предстоящим испытаниям, - рассказала руководитель пресс-службы НГЛУ Марина Булгакова.
С прошлого года в инязе работает подразделение «Цифровой университет», его сотрудники сегодня оказывают техническую поддержку как студентам, так и преподавателям в  их работе на электронных образовательных платформах. В начале февраля все сотрудники вуза - и педагоги, и административный персонал - прошли курсы повышения квалификации по освоению новых цифровых технологий.
- На данный момент лингвистический университет ведет подготовку к вебинару для преподавателей иностранных языков, работающих в вузах негуманитарного направления.  Продиктовано это желанием помочь коллегам более эффективно наладить дистанционное обучение в условиях вирусной профилактики, - отметила  Марина Геннадьевна.
Даже образовательные мероприятия для детей, запланированные на время каникул, не были отменены, а также перешли в режим дистанционной работы. Так, работает городской лингвистический лагерь «Солнечный. Городская площадка», в котором занимаются ребята разных возрастных групп (как совсем малыши, так и подростки).
Виртуальный день открытых дверей
О том, как с новым вызовом столкнулись в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете, рассказала проректор по развитию и внешним связям ­ННГАСУ, доцент, кандидат физико-математических наук Светлана Лихачева.
 - Все наши 5124 студента с 17 марта были  переведены на дистанционное обучение. В ­ННГАСУ организованы разные формы удаленного взаимодействия, необходимые для проведения лекционных и практических занятий, консультаций в рамках написания курсовых и дипломных проектов. Активно задействована электронная почта, социальные сети, мессенджеры. Преподаватели направляют с их помощью учебно-методические материалы, задания (тесты, задачи и другое.)  старостам академических групп и (или) на групповой адрес электронной почты. Студенты передают выполненные задания старосте, который направляет их преподавателю.  Электронная информационно-образовательная среда ­ННГАСУ позволяет размещать учебно-методические материалы, осуществлять обратную связь со студентами, создавать задания (тесты и др.), осуществлять текущий контроль успеваемости.  Организовано проведение занятий и консультаций в онлайн-формате. Преподаватель может организовать проведение онлайн-обучения по дисциплине самостоятельно (из дома), используя собственные технические средства с помощью приложений Skypе, Zoom и других по предварительной договоренности со студентами, а также в «классическом» виде в компьютерном центре ННГАСУ, который расположен во втором корпусе вуза, или в аудиториях, оборудованных специальной техникой (это камера, микрофон, динамики) и учебной доской, - рассказала Светлана Юрьевна.  
Как и другие вузы, архитектурно-строительный университет предлагает своим студентам лекции в офлайн-формате. Учебное занятие записывается и размещается на общедоступных ресурсах в сети Интернет (на хостинге YouTube, в виде ссылки в электронной информационно-образовательной среде вуза i.nngasu.ru, мессенджерах и так далее).
В конце марта в ННГАСУ состоялся виртуальный день открытых дверей. Прямую трансляцию этого мероприятия можно было посмотреть на официальном YouTube-канале.  Была подготовлена очень интересная программа, которая может помочь абитуриентам, их родителям в выборе специальности и познакомить их с вузом. Можно было, например, благодаря Интернету, увидеть вуз изнутри, познакомиться с руководством, узнать все тонкости обучения и поступления, получить информацию о перспективах развития университета и возможностях трудоустройства его выпускников. Материалы, представленные во время трансляции виртуального дня открытых дверей, можно посмотреть в записи. Соответствующие ссылки размещены на сайте ННГАСУ www.nngasu.ru.

Мнение
Дарья Иванова, студентка ННГУ им. Н.И.Лобачевского:
- Стоит отметить, что и раньше мы пользовались современными инструментами: электронным расписанием, электронной зачеткой, использовали соцсети с однокурсниками для обмена информацией. В первые дни перехода на дистанционное образование была небольшая организационная неразбериха. Наш учебный портал даже завис от большого количества запросов, но довольно быстро это устранили и учебный процесс  наладился. У каждого студента есть индивидуальное расписание, занятия проходят с помощью разных дистанционных инструментов. Некоторые лекции доступны в формате видеоконференции, другие - в аудиоформате. Преподаватели и студенты адаптируются к новому формату. На первых порах случались перебои и с изображением, и со звуком. Но эти временные трудности также удавалось преодолеть. Если говорить об изменениях, то учебная программа была перестроена: упор сделан на теоретическую часть, так как для проведения лабораторных работ необходимо соответствующее оборудование, которое есть только в вузе. В то же время практические занятия, предполагающие решение задач по физике, математике, информатике, проводятся. Есть связь с преподавателями. Качество учебы, я думаю, не может пострадать. Главное, каждому студенту сегодня нужно понять, что он должен сам выстраивать свое обучение. А для этого очень важны самоконтроль и правильное распределение времени.

Александра Махлина.

Следите за нашими новостями в удобном формате