Владимир ЧАГИН:На месте пассажира я сразу засыпаю

Владимир ЧАГИН:На месте пассажира я сразу засыпаю

Пятикратный покоритель "Дакара" наслаждается скоростью только на соревнованиях.Его называют самым ярким представителем камазовской школы спортивного мастерства, обладающим непревзойденной пока никем в мире международных ралли-рейдов в классе грузовиков техникой спортивного пилотирования. Причем для Владимира ЧАГИНА, похоже, нет большой разницы, по какой трассе гоняться. После пяти побед в знаменитейшем ралли "Дакар", достигнутых на африканских просторах, российский экипаж "КамАЗа" во главе с Чагиным в нынешнем году занял второе место в этой гонке, перебравшейся в Южную Америку.
Из неспокойной Африки в гостеприимную Америку
- Владимир, что для вас значит нынешний успех в "Дакаре"?
- Мы с большой настороженностью ждали этот "Дакар", ответственно к нему готовились. Новый континент, новая трасса. Результаты ралли "Трансориенталь" показали, что соперники, полные сил и желания выиграть у нас, подготовили хорошие машины, так что все настраивались на серьезную борьбу. И учитывая тот ажиотаж, который царил перед "Дакаром", для нас было большой радостью доехать до финиша и снова вернуться в Буэнос-Айрес. Ну а то, что в классе грузовиков экипажи команды "КамАЗ-мастер" заняли первое и второе места, - это огромнейший успех и повторение результата 2004 года.
Если говорить о трассе, то она во многом схожа с африканской. Различие лишь в том, что в Аргентине было мало так называемых убойных участков, потому что страна хорошо возделана, вся в полях и огородах. Ехали, что называется, между заборами. Только в Чили, в пустыне Атакама, несколько дней были настоящие дакаровские спецучастки, такие как в Марокко и Мавритании. В следующем году организаторы обещают провести большую часть трассы именно по тому региону. На мой взгляд, это правильное решение. Местность там больше подходит для ралли-рейдов: меньше пыли, широкие просторы, где можно спокойно обгонять соперников, это привнесет соревновательности.
- Для любителей спорта, не посвященных в тонкости авторалли, не совсем понятно, для чего пришлось менять прописку "Дакара".
- Африка - территория крайне неспокойная. Нам и по минным полям ездить приходилось, и под нападение вооруженных бедуинов попадали. Случались ситуации, когда машины взрывались, и гонщики погибали. В 2000 году в середине гонки, стартовавшей в Дакаре и ехавшей на финиш в Египет, стало известно, что в Ливии готовится нападение на участников ралли. Организаторы остановили гонку и в целях безопасности перевезли всю технику и людей на самолетах Ан-124 из Нигера в Египет. В течение трех дней пять российских "Русланов" кружили в воздухе над Африкой, чтобы участники гонки смогли миновать опасную зону. А в 2008 году "Дакар" был вообще отменен, поскольку снова предполагалось нападение со стороны террористов. Надежды на то, что правительство Мавритании сможет обеспечить безопасность участникам гонки, не осталось, и сразу после того несостоявшегося "Дакара" организаторы-французы приняли решение проводить ралли в Южной Америке. Был заключен двухгодичный контракт с правительствами Аргентины и Чили. Так что в следующем году "Дакар" снова пройдет там.
- Южноамериканский прием не обманул ваши ожидания?
- Нет, мне понравились эти страны. Аргентинцы оказались очень радушными и гостеприимными людьми. По их темпераменту сразу чувствуется, что в их жилах течет испанская кровь. На трассе - как в Аргентине, так и в Чили - гонку приветствовал сплошной живой коридор. Думаю, не ошибусь, если скажу, что у всех участников об этом континенте остались только положительные воспоминания.
Поздравления по-военному
- Так уж получается, что ваш день рождения приходится на время гонки. Удается насладиться поздравлениями и подарками?
- Во время соревнований режим у всей команды, как на фронте, боевой, каждая минута на счету. Поздно вечером приезжаем на бивуак, здесь же - осмотр машин, решение каких-то технических и организационных вопросов. И нужно как можно быстрее лечь спать, чтобы за пять-шесть часов успеть отдохнуть перед очередным соревновательным днем. Понятно, что для каких-то пышных торжеств обстановка не подходящая, поэтому все праздничное действо, которое в обычной жизни называется днем рождения, у нас занимает минут 30, не больше, и проходит без брызг шампанского и салютов. На ужине руководитель нашей команды Семен Семенович Якубов и ребята поздравят, скажут теплые слова, что для меня всегда очень приятно.
- А слова-то хотя бы каждый год разные говорят?
- (Смеется.) Со временем они, конечно, меняются, потому что и жизнь меняется и мировоззрение. Если раньше ребята желали больше успехов и побед, то сейчас желают спортивного долголетия. В мой первый день рождения на "Дакаре" мне исполнилось 20 лет, а вот в последний - 39! Вообще-то даже не помню, когда последний раз встречал день рождения или Новый год в семейном кругу. В начале января я обычно где-то далеко от дома, поэтому для меня праздники в военных условиях - дело привычное, и, честно говоря, я был бы рад, если бы так продолжалось как можно дольше. Понятно, что ничего вечного не бывает, и когда-то мое участие в "Дакаре" закончится. Тогда и день рождения будет проходить в другом ритме. Но меня нисколько не огорчает нынешний формат - в кругу коллег, друзей, близких мне людей, с которыми я участвую в "Дакаре".
- Разделяет ли такой ваш настрой супруга?
- Она, конечно, следит за выступлениями нашей команды и переживает за меня. Но разговоров о том, что надо бы подумать о завершении спортивной карьеры не заводит. Наверное, знает, что это бесполезно. (Улыбается.)
- Кстати, она умеет водить машину?
- Да, умеет. Более того, активно использует автомобиль: за рулем круглый год вот уже больше 15 лет! Навыкам вождения когда-то научил Лену я. Потом она сама сдала на права (я ей в этом нисколько не помогал, потому что в это время был на "Дакаре"). И когда у нее на руках появились права, мы купили ей машину. Сейчас у Лены полноприводный "Субару Импреза" - спортивный автомобиль.
- Значит, она тоже любит скорость?
- Она ездит очень спокойно, по городу больше 60 километров в час ее вообще не заставишь ехать. Но для женщины что важно? Хотя бы один-два раза в день со светофора стартануть так, чтобы все мужики остались позади! И все, удовольствие получила. (Смеется.) У супруги очень мощная машина. Такой автомобиль за 5,5 секунды разгоняется до ста километров в час. Тем не менее Лена далеко не использует весь ее ресурс, ездит абсолютно безопасно.
Наследники за руль не спешат
- Какие марки легковых автомобилей вы предпочитаете?
- Автомобиль должен быть обязательно полноприводным. В нашей климатической зоне - с дождями и разбитыми дорогами, особенно зимой, на полноприводных ездить гораздо комфортнее и безопаснее. В промежутках между гонками личным автомобилем пользуюсь ежедневно: езжу на работу и с работы, по городу, везде. Машина у меня абсолютно ничем не примечательна - обычный номер, обычный цвет, и в вождении также стараюсь не выделяться на дороге. Не буду лукавить, скорость, случается, превышаю. Но опять-таки, в пределах разумного. Хотя и работники ГАИ относятся очень лояльно, но мне самому не хочется подавать дурной пример. А скоростного адреналина хватает во время соревнований.
- Как чувствуете себя на месте пассажира?
- Я, как человек, испытывающий хроническое недосыпание из-за большого объема работы, если сажусь в такси и вижу, что водитель ведет автомобиль уверенно, то сразу же засыпаю. Но есть такая особенность, что многие водители, когда везут меня, сразу же становятся гонщиками, хотят ехать как можно быстрее. (Улыбается.) Поэтому, когда вижу тенденцию в эту сторону, то сразу говорю водителю: "Вы готовы выполнить мою просьбу?", и получив в ответ: "Конечно, готов!", предлагаю: "Видите спидометр: если стрелка не будет зашкаливать за отметку 70 (это по городу), я вам буду очень благодарен".
- В вашей семье растут два сына. Намерены ли они продолжить дело отца?
- Увы, пока никто из сыновей наследником быть не собирается. Старшему Вадиму в этом году исполнится 20 лет, он серьезно занимается музыкой: великолепно поет, играет на клавишных инструментах, на гитаре, сам пишет музыку. Сейчас Вадим учится в музучилище. Младший Игорь (ему скоро 10 лет) в три года освоил картинг, в четыре - квадроцикл, с пяти ездит на снегоходе. Но тяги заниматься автоспортом профессионально и у него нет. Так, для себя, в удовольствие, не больше. Игорь увлекался хоккеем, потом переключился на карате. Мне кажется, у него больше гуманитарных способностей, чем технических наклонностей.
- Вас это огорчает?
- Не вижу ничего страшного в том, что сыновья не выбрали то дело, которое дорого мне. Главное, старший очень доволен тем, чем занимается. Жаль, младший пока еще себя не нашел, нет у него какого-то определенного направления - вот это, наверное, больше огорчает.
Беседовала Нина ШУМИЛОВА

Справка "НН"
Владимир ЧАГИН. Родился 5 января 1970 года. Заслуженный мастер спорта России. Победитель ралли "Дезерт Челендж" (1999, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2008), "Париж - Дакар - Каир" (2000), "Баха Италия" (2000), "Оптик" (2000), "Тунис" (2000, 2001), "Аррас - Мадрид - Дакар" (2002), "Телефоника - Дакар" (2003, 2004), "Мастер-ралли" (1995, 1996, 2000, 2002), "Ралли Востока - Каппадокия" (2003, 2004), "Лиссабон - Дакар" (2006). Победитель Кубка мира по ралли-марафонам (1996, 2000). Победитель этапов чемпионата России "Дебри-2000", "Баха Жемчужина-2000", "Калмыкия-2000", "Тихий Дон-2003", "Хазарские степи" (2004, 2006). Двукратный чемпион России, обладатель Кубка России, обладатель звания "Лучший гонщик России-2003". Награжден орденом Мужества, орденом Почета, орденом Дружбы, орденом Знак Почета. Лауреат Государственной премии РФ.

Следите за нашими новостями в удобном формате