Сегодня наши автомобилисты уже не воспринимают детские автокресла как «лишние траты», ибо дорожная статистика многократно доказала важность этого внутрисалонного атрибута для безопасности детей. Многочисленные испытания и краш-тесты подтвердили, что средство для безопасной транспортировки ребенка в 93 процентах случаев поможет сохранить ребенку жизнь в случае аварийной ситуации.
Самые важные пассажиры
- По данным многочисленных исследований, стало известно, что во время резкого торможения автомобиля, который едет со скоростью 50 - 60 км/ч, вес человека увеличивается в 34 раза, - рассказывает заместитель начальника отдела пропаганды и безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области подполковник полиции Дмитрий Мацкевич. - Если вы думаете, что сможете при этом удержать своего ребенка на руках, то глубоко заблуждаетесь. Это непременно приведет к резкому удару или, что еще хуже, из-за силы инерции малыш просто может вылететь через лобовое стекло. Мало того, что вы сами по инерции устремитесь вперед, но вы еще и ребенку придадите ускорение. И даже если его не вырвет у вас из рук, сработавшая подушка безопасности нанесет сокрушительный по силе удар, а вы придавите его своим в десятки раз увеличенным весом. Однако подобного может и не случиться, если ребенок будет находиться во время путешествия в детском кресле…
В середине марта в Володарском районе произошло очередное серьезное ДТП. В одном из столкнувшихся на трассе автомобилей находился мальчик 2019 года рождения, он был пристегнут в детском автокресле, установленном позади водителя, но не против движения, как было рекомендовано в инструкции, а по ходу его. К счастью, ребенок остался жив, но врач подоспевшей скорой зафиксировал повреждение шейных позвонков.
- Важно помнить, - говорит Дмитрий Вячеславович, - что детей в возрасте до полутора лет необходимо перевозить в детском удерживающем устройстве против хода автомобиля. Это требование связано с особенностью детской физиологии: у маленьких детей слабо развит шейный отдел позвоночника, и если детское кресло установить по ходу движения, то даже при торможении маленький пассажир рискует получить травму шеи или головы.
Строго по инструкции…
- Современные автомобили оборудованы различными активными и пассивными системами безопасности, - просвещают нас сотрудники отделения по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД Управления МВД России по городу Нижнему Новгороду. - При этом одними из самых действенных продолжают оставаться ремни безопасности. Однако до сих пор нередки случаи, когда водители и пассажиры ими пренебрегают. Еще одним эффективным устройством является подушка безопасности. Но важно правильно ее использовать, особенно это касается случаев перевозки детей на передних сиденьях автомобилей с использованием детских удерживающих устройств.
Увы, но даже такое эффективное средство, как подушка безопасности, может нанести вред ребенку. К примеру, 20 марта в Московском районе Нижнего Новгорода на перекрестке столкнулись и получили механические повреждения автомобили «Хенде» и «Киа». Из участников автоаварии никто не пострадал, кроме пятилетнего мальчика, сидевшего в автомобиле «Киа» на переднем пассажирском месте в детском удерживающем устройстве. Сработавшая подушка, а сила удара ее сопоставима с ударом боксера-профессионала, нанесла травмы ребенку. Повезло, что ребенок не получил серьезных повреждений…
Госавтоинспекция напоминает родителям, что только правильное использование средств пассивной безопасности позволит избежать травм и тяжелых последствий для пассажиров при ДТП. Безопасность детей в автомобиле обеспечивает сертифицированное автокресло, которое лучше установить на заднем сиденье, закрепив его согласно инструкции.
- Обязательное требование при перевозке детей в автокресле на переднем сиденье - это отключение фронтальной подушки безопасности, - предупреждает инспектор. - Если в автомобиле не предусмотрено отключение подушки, значит установка детского автокресла впереди недопустима.
…И по закону
Согласно требованиям ПДД, несовершеннолетние пассажиры могут ехать только в салоне легкового либо в кабине грузового автомобиля (перевозка детей в кузове грузового автомобиля строго запрещена). Также запрещена перевозка детей на заднем сиденье мотоцикла. И еще. Количество перевозимых детей больше восьми человек допускают только в автобусе. Его водитель должен иметь специальное разрешение, выданное соответствующими инстанциями на выполнение перевозок такого типа.
Правила дорожного движения, касающиеся особенностей перевозки детей в автомобилях, начали действовать с 12 июля 2017 года, с тех пор никаких изменений не возникло. В 2017 году ввели новые штрафы за оставление маленьких пассажиров без присмотра взрослых в машине, также изменились правила использования детских автокресел в транспортном средстве и перевозки детей до 7 и от 7 до 11 лет, появились новые штрафы за нарушения правил перевозки детей в автомобиле.
В автомобиле, оснащенном ремнями безопасности, перевозка детей до 12 лет возможна только при использовании специального удерживающего устройства. Это может быть специальное кресло либо автомобильная люлька - в зависимости от возраста ребенка.
Грудные дети обязаны находиться в люльке, установленной на заднем ряду кресел. Ребенок до 7 лет - в специальном автомобильном кресле. С 7 до 12 лет ребенок может находиться как в автомобильном кресле, так и в специальном удерживающем устройстве. Иначе - штраф!
Штраф ГИБДД за отсутствие детского кресла сейчас составляет 3000 рублей на обычного водителя, 25 000 - на должностное лицо, 100 000 - на юридическое.
Заметив в машине ребенка без кресла, сотрудник полиции обязательно остановит ваш автомобиль. Так что на авось не надейтесь. А 3 - 4 штрафа для мамы или папы - это стоимость очень качественного детского автокресла.
Кстати, сотрудники ГИБДД могут оштрафовать вас не только за отсутствие детского кресла, но и за то, что оно неправильно установлено. К примеру, кресло или люльку ни в коем случае нельзя устанавливать обращенным назад. А Дмитрий Мацкевич поведал еще и о том, что дети в этих креслах иногда сидят… непристегнутыми.
Не для галочки
- К сожалению, до сих пор находятся такие родители, которые покупают автокресла для галочки, - сетует подполковник Мацкевич. - Лишь бы инспектор ГИБДД не оштрафовал…
А в это время лучшие инженеры работают над защитой вашего ребенка. Почти все кресла проектируются на основании данных о реальных ДТП и после проектирования испытываются многочисленными краш-тестами в разных ситуациях и с разными манекенами. Все системы обеспечения безопасности постоянно совершенствуются. Поэтому хорошие автокресла защищают ребенка практически в любой критической ситуации.
Детские кресла проектируются исходя из параметров веса, роста, телосложения. Таким образом, они имеют существенно лучшую эргономику для ребенка, нежели обычный диван автомобиля. Помимо этого, кресла младших возрастных групп имеют наклонные положения, которые позволяют детям безопасно отдыхать во время поездки. А в креслах старших возрастных групп голову ребенка во время сна поддерживает подголовник. Не зря очень часто к производству кресел привлекаются ортопеды.
Правильно пристегнуть ребенка с помощью обычных автомобильных ремней безопасности на обычном автомобильном сиденье невозможно, так как ремень рассчитан на взрослого пассажира ростом не меньше 140 см. Если использовать его для ребенка, то он будет проходить по телу совсем не там, где должен, и в случае аварийной ситуации может травмировать как внутренние органы, так и шею.
Помимо детских автокресел, существуют удерживающие устройства в виде адаптеров, бескаркасных кресел и прочих, которые в лучшем случае никак не сказываются на защите, а в худшем, наоборот, вредят. Такие приспособления не имеют жесткого каркаса и прочного крепления и никак не смогут удержать ребенка или направить ремень безопасности таким образом, чтобы это было безопасно. В свою очередь, детское автокресло имеет каркас или чашу, в которой размещается ребенок, а само оно надежно фиксируется к кузову автомобиля, или на систему Isofix (жесткое металлическое крепление), или ремнем безопасности через специальный крепеж.
- Мировая практика вам диктует, - акцентирует Мацкевич, обращаясь к автомобилистам-родителям. - Покупая авто, вы должны потратиться на «правильное» кресло!
Кстати
За I квартал текущего года на территории Нижегородской области было зарегистрировано 97 ДТП с участием детей, 104 ребенка были ранены, двое погибли. При этом в 56 процентах случаев дети были пассажирами, в 7 ДТП они находились в салоне автомобиля без специальных кресел.
Татьяна Чинякова. Фото Александра Воложанина.