У наших автомобилистов появилась еще одна беда."Оставил машину на парковке перед супермаркетом, через полчаса вышел из магазина и не смог открыть собственный автомобиль, охранная сигнализация оказалась заблокированной", - так или приблизительно так описывают ситуацию нижегородские автовладельцы, ставшие на днях жертвами некоего электронного коллапса.
Первые тревожные сигналы поступили с автопарковки, расположенной напротив торгового центра "Фантастика": напичканные электроникой авто вдруг взбунтовались и даже открытые ключом отказывались заводиться. Некоторые из пострадавших были вынуждены вызывать эвакуатор, чтобы с его помощью переместить своего железного коня в более "безопасное" место. Еще один инцидент произошел на Покровке неподалеку от ДК имени Свердлова. И хотя на сегодняшний день список пострадавших от невидимого вируса перевалил за сотню, примечательно, что под удар попадают не все автомобили.
В случае с "Фантастикой" обескураженные автовладельцы кинулись было предъявлять претензии администрации торгового центра. Начальник здешней службы безопасности божился, что ничего "такого" они не включали и "экран" не создавали. Между тем обездвиженные автомобили в течение нескольких часов продолжали оставаться прикованными к парковке.
Кто-то считает, что у нас появился более мощный передатчик, который "забивает" слабые импульсы автомобильной сигнализации. Другие утверждают, что причиной сбоя может быть то, что под радиоканалы сигнализаций выделен слишком маленький канал частот. Особенно обсуждается версия, что это результат действий автоугонщиков, которые пытаются сканировать сигнал охранного устройства. Существует даже гипотеза "черных автомобилей". Мол, определенные виды автосигнализаций могут функционировать лишь при температуре не выше 60 градусов. Автомобили черного цвета, подолгу стоящие под горячим майским солнцем, подчас нагреваются выше этой нормы.
В управлении ГИБДД подтвердили, что выход из строя автомобильной электроники приобрел массовый характер, но подчеркивают, что это явление не в компетенции их служб. В управлении вневедомственной охраны тоже развели руками: приборы беспроводной сигнализации, разрабатываемые Московским научно-исследовательским центром, к ним поступают в готовом виде, и специалистов, способных объяснить новоявленную загадку, у них нет. Нет четкого представления о том, что же происходит, и у заместителя главного конструктора ОАО "Нител", который использует подобные средства связи, Николая Трубина.
- Скорее всего, в зоне действия появляется источник помех, который забивает радиоканал сигнального устройства. Но таких источников, как и причин сбоя электроники, может быть масса, надо изучать на месте, говорит он.
Точно такой же версии придерживается и другой наш собеседник, заведующий одной из лабораторий ИПФРАН доктор физико-математических наук Станислав Ермаков:
- Что-то включили, - говорит Станислав Александрович, - возможно, рядом заработал какой-то мощный излучатель. Но лучше спросить у практиков - тех, кто устанавливает эти самые сигнализации.
Инженер по гарантии одного из автосервисов Игорь Гусельников дал простой совет:
- Если ваша сигнализация оказалась заблокирована, попробуйте открыть дверь автомобиля ключом, а затем отключить сигнализацию с помощью кнопки "валет", которая обычно находится внутри салона под приборной панелью…
На вопрос, что делать, если заблокирована вся электронная система и автомобиль не заводится, практик тоже ответить не смог.
Татьяна ЧИНЯКОВА.