Наверняка каждый из нас хоть раз да задумывался: как средневековые женщины умудрялись перемещаться по залитым грязью улицам, не пачкая при этом подолов своих расшитых золотом и драгоценностями платьев?
Ну, во-первых, существенная часть перемещений благородных дам происходила не пешком, а в различных повозках, паланкинах, портшезах. Во-вторых, если красавица таки ступала своей ножкой на презренную землю, на этот случай имелись специальные, спасительные для нарядов уловки.
На Ближнем Востоке, например, это были кабкабы. Своеобразные сандалии в виде скамеечек. Благодаря им можно было не погружаться в грязищу, а в некотором роде оказываться выше ее сантиметров на тридцать.
Хотите посмотреть на эдакое чудо?
В спецрубрике «НГИАМЗ онлайн» все желающие могут лицезреть, в частности, пару прекрасно сохранившихся кабкабов, украшенных перламутровыми вставками. Сотрудник музея расскажет и об экспонате, и о том, откуда он появился в музейном Фонде дерева.
Коллекция, чуть не растворившаяся во времени и пространстве
Кабкабы поступили в Нижегородский краеведческий музей, ныне НГИАМЗ, чуть меньше века назад из коллекции Шереметевых - той великолепной коллекции редкостей и чудес, что находилась в замке в селе Юрино бывшего Васильского уезда Нижегородской губернии.
Об этом собрании знали. И поэтому, когда Российской империи не стало, усадебные ценности Шереметевых одними из первых были поставлены на учет губземотделом.
Дальнейшая судьба коллекции оказалась печальной. На yurino12.ru есть подробное исследование по этому вопросу.
Так, на вселение в замок - большой и благоустроенный, с отоплением - активно претендовали различные организации, например, Юринский районный Совет рабочих и крестьянских депутатов. Несмотря на сопротивление хранителей, драгоценная коллекция была свалена в несколько «складских» комнат. Ряд вещей поступил в пользование частных лиц и был испорчен либо утрачен вовсе. Сырость погубила коллекционную мебель. При описях постоянно недосчитывались то ковров, то тарелок. Была изъята и бесследно исчезла коллекция серебра и золота, принадлежащая брату Ольги Шереметевой - «белому генералу» Михаилу Скобелеву. Чудом уцелело и попало в музей его личное оружие - восточная сабля с рубинами и золотой насечкой на клинке. Сейчас сабля экспонируется в Особой кладовой, в усадьбе Рукавишниковых.
Ровно 96 лет и 11 месяцев назад, когда пришло время начать работы по перевозке ценностей в Нижний Новгород, Юринская волостная тройка наложила «запрет на вывоз этих ценностей, ввиду необходимости оставить часть их для нужд Рабочего Клуба Народного и Драматической секции». Начался ожесточенный торг. Изысканная мебель, статуи, рояль достались клубу. Но, видимо, подобные истории, когда ценные предметы интерьера попадали в руки людей малосведущих, были не единичными: вспомните историю двенадцати гамбсовских стульев покойной мадам Петуховой! Впрочем, даже оставшиеся ценности попали не только в музей. Исследователи приводят фрагмент заявления Гордеевского РКСМ - Революционного Коммунистического Союза Молодежи: «Настоящим просим выдать для нашей организации художественных картин, статуэток для украшения клуба нашей организации». Отказа никто не получал. Так, известно, что в Сормовский Дворец культуры, выстроенный к Первомаю 1930 года, был передан большой персидский ковер. К сожалению, даже старейшие работники Дворца не помнят ковра, и дальнейшая судьба его неизвестна.
Мария Пантелеева. Фото Александра Воложанина.