Печать отцовства

Печать отцовства

Увы, порой так случается: ребенок еще не родился, а отец уже от него отказался, обрекая женщину на нелегкую долю матери-одиночки. Да, чаще именно мать полностью посвящает свою жизнь воспитанию ребенка и заботам о его пропитании. "Это не мой ребенок, ты его нагуляла, и вообще у меня не может быть детей по состоянию здоровья, так что сама расти его", - примерно так заявляют порой безответственные папаши перед тем, как слинять. Однако закон и достижения современной генетики дают шанс поприжать хвост гражданским отцам-"летунам" и получить средства на содержание ребенка. Причем это удается сделать даже в таких критических ситуациях, когда не признававшего свое дите мужчины уже нет в живых. Правда, для этого женщине придется запастись терпением, да еще найти деньги на суды, адвокатов и т.д.
Странно встретились и так же разошлись
Маленькому жителю Дзержинска Илье и его матери пришлось ждать десять лет, чтобы в свидетельстве о рождении мальчика записали его настоящего отца. Оксана и Валерий познакомились, когда им обоим было под сорок. За ее плечами уже был один неофициальный роман и трагедия - смерть ребенка. Он же ни разу не был женат и всю жизнь прожил с матерью, которая была для него непререкаемым авторитетом. Талантливый инженер в семье Валерий не имел собственного мнения, был просто задавлен матерью. Был угрюмым, к тому же заметно заикался.
Теперь же Валерий перебрался в Оксанину квартиру, однако влюбленные не прожили вместе и полугода, как однажды, накануне 8 марта, разругались. Валерий сбежал к матери, да так у нее и остался. Оксана на тот момент уже была на третьем месяце беременности. По ее словам, Валерий об этом знал и не был против рождения ребенка. Покинутая женщина еще долго надеялась, что ее любимый вернется, но, видимо, мнение матери, которая почему-то сразу невзлюбила избранницу сына, пересилило. Так что рожать и растить Илью Оксане пришлось в одиночку.
Илья рос болезненным ребенком, на лечение постоянно требовались деньги. Когда мальчику было около трех лет, Оксана решилась подать на Валерия иск об установлении отцовства. Но тот на суде не признал себя отцом, дескать, детей у него в принципе быть не может. Тогда бывшие супруги увиделись после долго перерыва, и Оксане каким-то образом вдруг удалось уговорить Валерия прийти к ней домой. И хоть не с первой встречи, но со временем мужчина стал называть малыша сыном, а тот его отцом. В течение последующих трех лет Валерий втайне от своей строгой матери встречался с Оксаной и Ильей несколько раз в неделю. При этом свою зарплату он продолжал отдавать своей маме.
Неудивительно, что, находясь на таком полуподпольном положении, их семья стала трещать по швам. Валерий пристрастился к выпивке и в конце концов опять надолго исчез, вернувшись на мамину территорию.
О том, что Валерий погиб, попав под поезд, спеша на работу, Оксана узнала случайно, лишь спустя месяц со дня трагедии. Родственники даже не сочли нужным позвать ее с сыном на похороны.
Последняя капля
И вот тут у нее накипело. Оксана подала иск в суд на мать Валерия и его родную сестру об установлении факта отцовства для того, чтобы получать пенсию по потере кормильца. Но суд ей отказал. В следующем иске Оксана просила назначить медико-генетическую экспертизу для определения степени кровного родства между Ильей, матерью Валерия и его сестрой. Однако те не пожелали сдать образцы крови для экспертизы, и суд вновь отказал Оксане. Ведь по существующему законодательству суд вправе установить факт отцовства детей, родившихся после 1 марта 1996 года, при наличии достоверных доказательств, а таковых в данном случае не было.
Адвокат, к которому обратилась Оксана, сказал ей, что дело безнадежное. Но она все-таки решила обратиться в аппарат уполномоченного по правам человека в Нижегородской области. Руководитель аппарата Алевтина Макарова посоветовала женщине найти в транспортной прокуратуре образцы крови погибшего, ведь мужчина погиб при невыясненных обстоятельствах на железной дороге, и в таких случаях, как правило, сохраняются образцы тканей. Оксана так и поступила. В транспортной прокуратуре ей сообщили, что в Автозаводском морге действительно сохранились эти образцы. Затем в аппарате уполномоченного Оксане помогли составить заявление в суд о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам и о назначении экспертизы.
И вот судья назначил экспертизу с использованием образца крови Валерия, взятого в морге. И, согласно заключению эксперта Нижегородского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, вероятность того, что Валерий является биологическим отцом Ильи, составила 99,98 процента. В итоге суд удовлетворил требование Оксаны и установил факт отцовства.
- За проведение экспертизы я заплатила 22 500 рублей, а на все про все у меня ушло больше сорока тысяч. С моей зарплатой мне пришлось влезть в долги. Теперь Илья получает ежемесячно пенсию по потере кормильца 1965 рублей. Десять лет мне пришлось доказывать той семье, что мы с Ильей им родня! Так что в настоящее время я из принципа решила судиться с ними за наследство. Деньги мне нужны на лечение Ильи, ведь предстоит операция, - рассказывает Оксана.
Экспертиза на защите семьи?
По словам подполковника милиции Вадима Муравова, начальника отдела медико-биологических экспертиз экспертно-криминалистического центра областного ГУВД, который в настоящее время проводит подобные процедуры по установлению отцовства только в рамках уголовных дел, наука не стоит на месте и сейчас экспертиза дает абсолютно категорический ответ, является ли человек биологическим отцом. Для этого у человека необходимо изъять образец крови, слюны, костной ткани и так далее. Из этого образца эксперту для работы достаточно выделить лишь одну-две ядерные клетки, поскольку каждая клетка человека имеет одни и те же генетические характеристики. И хотя в данном процессе человеку сейчас помогают приборы, первый шаг, выделение ДНК, все равно делается вручную. Полное выполнение экспертизы по времени занимает у специалиста порядка 30 часов.
По словам заведующей отделом медико-генетической консультации Нижегородского областного клинического диагностического центра Ольги Удаловой, в ее практике бывали случаи, когда за одного ребенка боролись несколько пап, пытаясь доказать, что это именно их ребенок. Бывало, что экспертиза требовалась, когда умирал один из родителей, а второй хотел усыновить ребенка. Случалось, что провести экспертизу просили бабушки и дедушки.
- Мне кажется, что наше общество нуждается в повышении престижа семьи, и нужно чаще поднимать вопрос об ответственности родителей. И я считаю, что наша работа в целом этому способствует. Мы действуем в рамках правового поля и в основном производим экспертизу по назначению судов, выдаем документ образца, установленного криминалистическим центром РФ. Точно такой же документ получают и граждане, обратившиеся к нам частным образом.
Как рассказали корреспонденту "НН" в одной из коммерческих организаций Нижнего Новгорода, которая делает данную экспертизу, в год к ним обращаются порядка ста человек. И у каждого - своя семейная драма, не похожая на другие. По словам сотрудника фирмы, к примеру, одна дама так запуталась, что никак не могла определить, кто же отец ее ребенка. И прежде чем истинный папаша был установлен, ей пришлось предъявить экспертам биологические материалы четырех мужчин.
Ольга МАКАРОВА.
(В интересах несовершеннолетнего имена героев истории были изменены.)
P.S.
В настоящее время в Дзержинском городском суде рассматривается еще один аналогичный иск об установлении факта отцовства.

Комментарий специалиста
Алевтина МАКАРОВА, руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Нижегородской области:
- Факт отцовства может быть установлен с помощью экспертизы и на основании других достоверных доказательств, включая и свидетельские показания. Но надо учесть, что не все подобные иски удовлетворяются судами из-за отсутствия убедительных, бесспорных доказательств.

Справка "НН"
В соответствии со статьей 50 Семейного кодекса РФ в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке.

Кстати
Кроме бюро судебно-медицинской экспертизы за установлением отцовства нижегородцы могут обратиться в областной клинический диагностический центр, а также в ряд коммерческих организаций. Стоит это в среднем от 17 до 20 тысяч рублей. По словам экспертов, дороговизна сей процедуры определяется необходимостью использования далеко не дешевого импортного оборудования и реактивов.

Между тем
Статистика последних лет показывает, что наши земляки все чаще стали разрешать свои запутанные семейные отношения при помощи медико-генетической экспертизы. Так, к примеру, в 2006 году в диагностический центр по этому вопросу обратились всего 23 семьи, в 2007-м - уже 47, в 2008-м - 80, а за первые три месяца этого года - уже 31. Причем интересно, что инициатива не всегда исходит от матерей.

Следите за нашими новостями в удобном формате