Вчера в Нижнем Новгороде начали чистить малые речки, которые в былые времена были весьма полноводные и даже рыбные. Теперь же они превратились в сточные канавы, к тому же захламленные до невозможности. А ведь были намерения у городских властей очистить их и "упаковать" в бетон.
Последнее масштабное исследование малых рек Нижнего Новгорода проходило в 1991 году. Уже тогда ученые из педагогического института забили тревогу: речки были в критическом состоянии. Восемнадцать лет спустя новое поколение экологов вернулось к этому вопросу. В апреле студенты естественно-географического факультета НГПУ провели независимую оценку состояния малых рек в областном центре.
Теперь уже мало кто из жителей Московского и Сормовского районов знает, что название речка Параша, которая здесь протекает, получила в память о жившей в этих краях разбойнице Параскеве. Название у них ассоциируется с самим состоянием речки. Грязное дно, мутная вода, справа - автосервисы, слева - гаражи, тут - мусорящие садоводы, там - сбрасывающие отходы предприятия. И так вплоть до впадения в Волгу…
Ржавка в Ленинском районе наполнена автопокрышками, мебелью, корпусами от холодильников. В иных местах, чтобы подойти к речке, надо миновать завалы мусора. По утверждению студентов, весомый вклад в загрязнение речки вносит ОАО "Этна". Вода в Ржавке соответственно ржавая. А еще мутная и с масляными пятнами.
С Ржавкой по состоянию может поспорить разве что Борзовка, протекающая по Ленинскому и Автозаводскому районам. С железнодорожного моста в нее сбрасывают бытовой и строительный мусор. Поблекший плакат на ее берегу свидетельствует о том, что речку чистили за счет городской казны в 2007 году, во что теперь верится с трудом.
Вид Левинки в Московском районе кого хочешь приведет в уныние: те же захламленные берега, зеленовато-желтая вода, дно завалено пластиковыми бутылками. Владельцы гаражей упорно стремятся превратить речку в полигон твердых бытовых отходов, а водители не стесняются мыть в ней машины. Авторемонтники и вовсе нарушают Водный кодекс, соорудив сервис прямо на берегу водоема.
Не лучше выглядят другие городские речки - Варя, Гнилинка, Хальзовка, Черная, Рахма и другие.
- За рубежом реки и каналы поддерживаются в таком безупречном состоянии, что из них можно пить! - говорит руководитель исследования, преподаватель НГПУ Андрей Юртаев. - А у нас дальше разговоров о необходимости содержать водоемы в чистоте дело не движется. С промышленным загрязнением бороться сложно: не каждое предприятие может себе позволить новое водоочистное оборудование. Другое дело бытовые отходы - главная проблема нижегородских рек, которую вполне можно решить.
Однако решить ее все же не так просто, не перевернув наше сознание. Одних уговоров и увещаний в таком случае недостаточно, нужно, чтобы еще действовал принцип неотвратимости наказания по отношению к тем, кто не соблюдает закон.
Анна ПОМЕРАНЦЕВА.
Цифра
На территории Нижнего Новгорода протекает 12 малых рек, вырыто 9 дренажных каналов.
Кстати
Реабилитация реки Борзовка станет темой одной из научных работ в Нижегородском архитектурно-строительном университете. Может быть, это послужит импульсом к спасению других городских рек?
Между тем
В проекте генерального плана развития Нижнего Новгорода, который предстоит принять вместо ныне существующего, описаны все малые реки и отражен вопрос их благоустройства, но нет конкретной комплексной программы по восстановлению и защите водоемов.