Сергей Лавров хозяин вежливый,но твердый

Сергей Лавров хозяин вежливый,но твердый

Встреча министров иностранных дел «группы восьми» состоялась в Москве в особняке МИД 29 июня впервые под председательством российского министра Сергея Лаврова. Напомним, в эту группу входят, кроме России, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия. На заключительную пресс-конференцию были приглашены – тоже впервые(!) журналисты региональных российских СМИ. Так наш политический обозреватель Елена Стариченкова оказалась в числе интернационального пула журналистов-международников.

Спиридоновка, 17

На пресс-конференцию было аккредитовано 150 иностранных и 150 российских журналистов. Но в зданиях особняка нет помещений, способных вместить 300 человек, половина из которых с телекамерами и штативами, и организаторы решили разделить всех на три группы, по числу приготовленных залов. В «зеленый» пригласили теле- и фотожурналистов, там был стол для министров. В «белый» и «голубой» направили всех прочих, там были поставлены большие мониторы. Как организаторы представляли себе такую пресс-конференцию, трудно понять, но во что она вылилась реально – об этом чуть позже.
Сначала надо хоть несколько слов сказать о самом месте проведения встречи министров иностранных дел. Спиридоновка,17 – один из самых известных в Москве адресов и один из красивейших особняков предреволюционной столицы. Это не посольство, но все дипломаты его хорошо знают: там располагается Дом приемов МИД России.
Весной 1893 года крупный заводчик и предприниматель Савва Тимофеевич Морозов) и его жена Зинаида Григорьевна заказали молодому архитектору Федору Осиповичу Шехтелю проект новой усадьбы в центре Москвы, близ Патриарших прудов на улице Спиридоновка. Здание сразу стало одной из достопримечательностей города,а к архитектору пришли слава и профессиональный успех, он вошел в моду и построил только в Москве более 50 зданий – особняков, дач, театров, даже бань. В основу композиции здания легли схемы готического, а скорее – неоготического замка. Шехтель соединил рационализм готики с романтизмом и одухотворенностью модерна.
Снаружи особняк напоминает замок с башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, контрфорсами и зубцами. Внутри впечатление усиливают высокие деревянные резные своды, обилие фантастических существ – драконов, химер, грифонов, демонов. Великолепна главная лестница с перилами, перевитыми змеями, ведущая в аванзал, обтянутый голубым сукном с золотыми символами. Столовую украшает огромный камин с рыцарскими фигурами. Зато Большой мраморный зал – чисто русский, дворянский – «весь белый, весь в колоннах», хрустальные люстры и канделябры дрожат и отражаются в мраморе стен и зеркале паркета. К воплощению своих творческих замыслов Шехтель привлек великого русского художника Михаила Врубеля. Тот выполнил цветной витраж «Рыцарь», украсивший аванзал, скульптурную группу «Роберт и Бертрам» на парадной лестнице, панно «Утро», «Полдень» и «Вечер» в Малой гостиной (сегодня она почтительно зовется «залом Врубеля».
Революция 1905 года, душевный разлад привели Савву Морозова к самоубийству. В 1909 году вдова продала особняк заводчику Рябушинскому. Летом 1918 года семья Рябушинских покинула революционную Россию, забрав почти все – мебель, посуду… В 1920-е годы здесь размещался интернат для сирот из Бухарской республики, в 1929 году дом был передан Наркоминделу. До 1938 года здесь жил нарком М.М. Литвинов, и, наконец, навсегда разместился Дом приемов.
В 1973 году директором его стал Евгений Константинович Байков, занимающий этот пост и сегодня. Он вспоминает, как был поражен, впервые придя на Спиридоновку, 17: «То, что я увидел, можно было назвать одним словом – сарай. Стены и потолки покрывала толстая корка белил – позже, при расчистке, мы насчитали то ли 17, то ли 19 слоев. Оказалось, именно столько раз особняк посетил И.В. Сталин. Каждый раз за несколько дней до его визита приходила бригада молодцов-маляров и тщательно пробеливала стены и потолки. Замазывали все – фресковые росписи, позолоту, лепнину… Ужасна была мебель – казенные столы, старые кожаные кресла…» К 1987 году реставрация была завершена, и старый особняк предстал в своей первозданной красе.
Сегодня особняк живет своей обычной жизнью: переговоры, встречи, конференции, приемы, дипломатические обеды. Ведь это не музей, а живой дом, где красота носит функциональный характер и «работает» с полной нагрузкой.

«Спасибо за внимание»

На мероприятия высокого международного уровня журналистов просят прибыть заранее, для исполнения формальных процедур. Я боялась, что формальности будут утомительными, ведь когда в Нижний Новгород приезжают высокие гости, попасть в «VIP» - зону непросто. На удивление все проходило быстро и легко: у вычурных чугунных ворот журналистов встречали вежливые молодые люди (несмотря на жару, в костюмах и галстуках), проверяли по списку аккредитацию и вели в двухэтажный флигель справа от особняка. Там рамка-металлоискатель, беглый осмотр сумок (работали параллельно несколько сотрудников) и приглашение к столу для получения радиотелефона и цветной карточки. Мне досталась голубая, и я попала в компанию иностранных журналистов, а основную массу российских коллег разместили в «белом» зале.
Обстановка во флигеле, конечно, намного скромнее роскошных интерьеров особняка, описание которых я нашла в Интернете. Но и здесь стрельчатые окна, хрустальные люстры, подлинники русской и зарубежной живописи, прохладный воздух кондиционеров, ковры. На живопись и флорентийскую мозаику времени нашлось предостаточно, так как журналистов собрали за полтора часа до пресс-конференции, которая, в свою очередь, задержалась на 45 минут. Привычные ко всему корреспонденты иностранных изданий мерно жужжали на всех языках, активно используя все виды общения, в том числе Интернет своих ноутбуков, российский коллега с РТР маялся, созваниваясь со своим редактором – заявленное прямое включение после пресс-конференции срывалось, и молодой человек чуть не плакал.
Но вот монитор и радиотелефон ожили, появился на экране Сергей Лавров и сообщил, что все прошло успешно и…поблагодарил всех за внимание. «Это шутка?» - удивилась рядом со мной корреспондентка, а в наушниках поднялся невообразимый шум – о том же в «зеленом» зале спрашивали десятки телеоператоров, больше получаса простоявших наизготовку. Лицо российского министра, растянутого искажением экрана горизонтально, вытянулось по вертикали, и он, подумав, согласился на полчаса вопросов-ответов. Сергея Лаврова понять можно: с одной стороны жесткий график встреч, уже сбитый на целых 45 минут (для дипломатии это почти катастрофа, особенно, если следующая встреча назначена у президента РФ), с другой стороны толпа возмущенных журналистов.
После приглашения задавать вопросы минутное замешательство – в «зеленом» зале только телеоператоры, репортеры смотрят монитор, и один из них уже вскидывает рефлекторно руку. Другие быстро ориентируются и сломя голову несутся через коридор к «зеленым». Я впервые на подобном мероприятии и не готова задавать вопросы, поэтому остаюсь на месте и смотрю на экране, как прессуются коллеги перед столом, за которым расселись участники международной встречи.

Все цвета мировой политики

Председательство России в "большой восьмерке" в этом году свидетельствует о том, какую серьезную политическую и экономическую трансформацию пережила Россия за последние 15 лет, заявил глава МИД Германии Франк Вальтер Штайнмайер, и его мысль с энтузиазмом была поддержана госсекретарем США Кондолизой Райс. Министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет заявила российским журналистам до саммита что Россия - важный партнер для Великобритании. Мы взаимодействуем по широкому спектру вопросов - от Ирана до энергоресурсов. На пресс-конференции она не сказала ни слова и держалась очень скромно.
Список тем, обсуждавшихся министрами иностранных дел, огромный. Но главная задача подобных встреч - "расчистить поле" для еще более важной встречи – на этот раз саммита в Санкт-Петербурге 15-17 июля. Особое внимание министры уделили иранскому ядерному досье. Судя по всему, позиция "большой восьмерки" сейчас больше выжидательная. От Тегерана ждут ответа на сделанные ему предложения. "Мы ожидаем официального ответа из Ирана и надеемся, что он будет серьезным. Мы узнаем его после 5 июля, и тогда оценим ситуацию. Но я считаю, что в нашем общем заявлении выражено разочарование, поскольку мы ничего не слышали от иранцев до настоящего времени. Но мы надеемся, что Иран готовится ответить в позитивном ключе", - подчеркнула госсекретарь США Кондолиза Райс.
Как известно, Россия предлагает в качестве главного вопроса на петербургском саммите "восьмерки" вынести концепцию по решению проблем в области энергетики. Эта концепция учитывала бы интересы производителей энергоресурсов, потребителей, а также стран транзита. Кстати, Россия выступает здесь во всех трех ипостасях. А так как каждая из стран "восьмерки" выступает хотя бы в одном из этих качеств, то предложение России вызвало живой интерес у всех. "Документ по энергетической безопасности был инициирован Россией в качестве одного из главных документов саммита. Он практически готов, он действительно солидный, всеобъемлющий, консенсусный документ, который, убежден, будет поддержан не только "группой восьми", но и всеми другими странами мира, которые так или иначе участвуют на энергетических рынках", - считает глава МИД РФ Сергей Лавров.
Круг обсуждавшихся вопросов был очень широким - от Южной Кореи до некоторых конфликтов и спорных ситуаций, которые существуют на территории бывшего Советского Союза. Речь шла о Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Молдавии. Но на вопрос французского журналиста, обсуждалась ли чеченская тема, Лавров кратко ответил, что не обсуждалась, прочие министры ее комментировать отказались. Общее впечатление после пресс-конференции – глава российского МИД получил ожидаемый результат по всем обсуждавшимся темам, остальные либо обескуражены, либо согласны с российской трактовкой международных тем. Даже глава МИД США Кондолиза Райс, обычно такая решительная в своих заявлениях, на этот раз отделывалась многословными, но маловразумительными ответами. Вообще, когда они встречаются с Лавровым, возникает стойкое ощущение, что встретились два очень близко знакомых человека. При этом Райс демонстрирует чисто женское обаяние, а Лавров – чисто мужскую твердость, что даме явно не нравится. Но это очень нравится мне как российской гражданке: хозяин российского МИД умеет поставить дело так, что нашу страну уважают и с ее интересами считаются. Один штрих к портрету Сергея Лаврова: когда он был представителем России в ООН, - Генеральный секретарь ООН Кофи Аннен решил бороться с курением в помещениях своей организации. Лавров – заядлый курильщик, но не это его рассердило. Он не считал возможным подчиняться генсеку ООН, как пионер вожатому, и продолжил в числе двоих или троих дипломатов курить в своем представительстве (на заседаниях не курит никто), не делая, впрочем, никаких заявлений. Просто он дал понять, что территория России даже в Нью-Йорке неприкосновенна. И Кофи Аннен отступил.
Дипломатия – одно из древнейших и сложнейших искусств цивилизации, здесь имеет значение все, и это все порой незаметно глазу неискушенного человека. Среди трех сотен журналистов 29 июня таких неискушенных было, наверное, большинство. Но и те, кто явно не впервые освещает международные события, констатировали, что Россия к саммиту в Санкт-Петербурге готова, и готова именно как хозяйка: она не может ручаться за каждого из гостей, но надеется, что скандалов не будет.

Елена СТАРИЧЕНКОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате