Ворошить прошлое - все равно, что дергать тигра за усы.
Китайская пословица.
Прохладным вечером 5 мая 2002 года к порогу приемного покоя 40-й больницы, что в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, подполз невысокий коренастый парень лет тридцати. Именно подполз: идти он не мог. На лице и теле его не было живого места, голова разбита, одежда разорвана…
Наездники из "Мерседеса"
Он едва мог говорить: только и сумел сказать врачам, а потом и подъехавшим на место милиционерам, что зовут его Андрей, фамилия - Землянигин, работает охранником на авторынке, что на улице Удмуртской. На вопрос, кто и за что его так "обработал", отвечал не совсем внятно. Выходило, что скрутили его несколько крепких ребят, свирепо избили - неведомо, за что, а потом затолкали в багажник "Мерседеса" и куда-то увезли. Когда машина остановилась, его выволокли на свет Божий, поставили перед двумя незнакомыми мужчинами, загадочно спросили их: "Этот?" "Нет!" - ответили незнакомцы. Ну на "нет" и суда нет. Ничего больше не сказав, Андрея снова закинули в багажник, снова куда-то повезли… Наконец машина остановилась. Похитители брезгливо, как ненужный хлам, выкинули свою жертву на землю и с обычным напутствием: "Не дай бог кому слово скажешь!.." - укатили восвояси. Гуманисты: к порогу больницы подвезли… Супостатов своих Андрей не знал. Запомнил только кличку их вожака: Полковник…
Это было в ночь с 5 на 6 мая. А 17-го 31-летний Андрей Леонидович Землянигин, охранник ЧОП "РОС", в прошлом - сотрудник транспортной милиции, скончался на больничной койке…
"Глухарь"
Это потом, годы спустя, оперативники окружного ОРБ выяснят, на что обиделся автозаводский криминальный авторитет Саша Афоньшин по кличке Полковник. Отыщут двоих людей, которым предъявляли для "опознания" насмерть избитого Андрея Землянигина. Узнают, что за пару дней до трагедии упомянутые люди предложили Афоньшину, приторговывавшему запчастями от газовских автомашин, купить у них партию бамперов от "Волг", по 500 рублей за штуку. Тот заплатит деньги, поместит купленное на принадлежащий ему склад - а наутро склад окажется пуст. Тогда Полковник решит провести "собственное расследование": поочередно отвезет к продавцам двоих охранников, дежуривших в ночь, когда пропали бамперы: продавцы якобы кого-то возле склада видели… Первого горе-торговцы не опознают - и он будет отпущен. Вторым окажется Андрей. Логика Полковника и его "бойцов" будет проста: раз не первый - значит, второй… Потому-то Землянигина и начнут "раскалывать" - и в прямом, и в жаргонном смысле слова, потому-то и удивятся, узнав, что он тоже не виноват… Но сделанного не воротишь, да и не привыкли "хозяева жизни" считать за людей кого-то, кроме им подобных. Пусть скажет спасибо, что не добили, еще и до больницы довезли!
Но это все выяснится потом. А тогда, семь лет назад…
На руках сотрудников Автозаводского РУВД остался криминальный труп, причем "глухой". А "глухари" по особо тяжким портят отчетность, что, в свою очередь, чревато санкциями, порою весьма серьезными. Так что сперва было возбуждено уголовное дело по статье 111-й часть 1 (нанесение тяжких телесных повреждений), а затем явилась граду и миру судебно-медицинская экспертиза, в коей сказано, что-де телесные повреждения Землянигин получил легкие, а смерть наступила от пневмонии и ни с какими побоями не связана. Так, двумя легкими движениями руки особо тяжкое преступление превратилось сперва в просто тяжкое, а затем - в преступление "небольшой тяжести". Тоже, конечно, не сахар, "глухарь" есть "глухарь", но труп Андрея оказался "декриминализован". Через два месяца дело приостановили "в связи с неустановлением лиц, совершивших преступление" - и забыть о нем можно. А через пару лет и срок давности вышел.
Эта версия кажется нам наиболее правдоподобной, и как бы хотелось думать, что дело не обстояло еще хуже! А основания к тому есть: 5 мая избитый Андрей постучался в двери приемного покоя, 17 мая скончался, а дело было возбуждено 21 июня, когда вышли уже и мыслимые, и немыслимые (тридцатидневные) сроки, предусмотренные УПК. А во-вторых, имя Александра Афоньшина по кличке Полковник в те времена, как и сейчас, было одним из самых известных в криминальном мире Нижнего. Соответственно и в милиции его не знать не могли…
Усы тигра
Впервые в поле зрения правоохранительных органов 19-летний в ту пору Александр Афоньшин попал в 1990 году. Начинал с квартирных краж, затем промышлял угонами и перепродажами автомобилей.
Время шло, капали на виртуальные бандитские "погоны" криминальные "звезды", мелкий "неорганизованный" воришка, затем - "бык" одной из ОПГ становился Полковником. В делах оперучета замелькали имена и клички серьезных людей: воров в законе Вагона, Новика, Гии Менегадзе.
Время шло - и подобно большинству уцелевших в разборках 90-х годов авторитетов начал Полковник подумывать о некой "социализации". "Социализации" по-бандитски - оговорка существенная. На рубеже тысячелетий, когда постепенно начали отходить в историю кожаные куртки, бритые затылки и голдовые цепи, герой наш, как и многие ему подобные, решил прибрать к рукам какую-нибудь фирму. В те времена едва ли не самым лакомым в Нижнем кусочком были дочерние предприятия ГАЗа. Сам-то автогигант стоял неприступной твердыней в отличие, скажем, от ВАЗа, в свое время оккупированного тамошней братвой. В "красном", с крепкой милицейской властью Нижнем к самым крупным предприятиям было не подступиться. А вот предприятия-поставщики… тут было что ловить! Здесь интересы Афоньшина перехлестнулись с интересами другого автозаводского авторитета - Сергея Максимова по кличке Дядек. Максимов, претендовавший одно время - правда, безуспешно - на корону вора в законе, был тем не менее довольно крупной фигурой в автозаводском криминалитете, "держал" несколько фирм и пытался монополизировать через одну из них поставки комплектующих на ГАЗ. К той же самой фирме вожделел и Полковник. Двоим "тиграм" в каменных джунглях Автозавода стало не ужиться…
Нет, не дай бог, мы не утверждаем, что Афоньшин имел хоть какое-то отношение к расстрелу автомобиля Максимова в том же 2002 году. Это утверждать только суд может. Мало ли кому чья смерть выгодна… А вот то, что убийца Дядька с редкой фамилией Иванов сам через недолгое время был убит неким Олегом Мироновым из бригады Афоньшина - можем утверждать довольно смело. Процесс Миронова проходит сейчас в областном суде, и одним из свидетелей обвинения выступает Афоньшин. Выступал, точнее…
Похищение с продолжением
После гибели Максимова, когда за Полковника всерьез взялось ОРБ, неожиданно начали выплывать на свет кое-какие старые, полузабытые его делишки. В том числе - давным-давно пересыпанное нафталином дело Андрея Землянигина. В начале этого года в СУ Ленинского РУВД (Андрей был избит на территории этого района) поступил рапорт о "вновь вскрывшихся обстоятельствах": всплыли фамилии фигурантов, замаячила перспектива древний "глухарь" поднять.
"Перспектива" и сейчас "маячит". Во всяком случае, опера ОРБ пока не отчаиваются. Хотя, кажется, уже и близко к этому… Впрочем, дальше придется, видимо, нам перейти на язык хроники и юридических выкладок.
Итак, 18 февраля расследование возобновляется - и сразу сыщиков ждет первый сюрприз. Возобновлять-то нечего! В деле - экспертиза, в экспертизе - "легкие телесные", срок давности по этой статье истек.
Но не все так мрачно: несколько судей, ознакомившись с делом, говорят операм, что по избиению срок-то, может, и истек, но ведь есть явные признаки иной, гораздо более тяжелой статьи УК - 126-й ("похищение")! В самом деле: ежели вас, избитого, швыряют в багажник, везут куда-то, заставляют выполнять некие действия (вроде "опознания" Землянигина партнерами Полковника), а потом из машины выкидывают - то весь состав преступления налицо.
Следователь 2-го ГОМ СУ Ленинского РУВД Вера Михеева с мнением старших коллег соглашается - и направляет рапорт в прокуратуру: "похищение" - статья прокурорская. Десять дней идут дебаты на уровне районного, заместителя областного прокурора, начальника областного СУ СК при областной прокуратуре, покуда наконец 20 марта не следует вердикт: отказать!
Опера не унывают: просят одного из ведущих судмедэкспертов России профессора Королева провести повторную комплексную судебно-медицинскую экспертизу повреждений, полученных Землянигиным. Вердикт группы Королева однозначен: именно полученные Андреем телесные повреждения суть причина его смерти: кровоизлияния в легкие первая экспертиза не заметила, плюс травмы ослабили сопротивляемость организма. Так что "смертельная" пневмония прямо связана с избиением. Да и раньше, судя по еще милицейской медицинской карте, парень вообще ничем не болел… 15 апреля акт экспертизы подается в прокуратуру. На сей раз совещания длятся уже не 10 дней, а 20. В итоге 4 мая уголовное дело переквалифицируется на ст. 111 ч. 4 - "тяжкие телесные, повлекшие смерть", то же убийство, по сути.
Не успевают опера облегченно вздохнуть, как в Ленинское РУВД является супруга Афоньшина и веселым голосом сообщает, что муж ее пропал неведомо куда и надо бы объявить его в розыск. Как "потеряшку", а не как скрывающегося преступника - разница дьявольская! Другие силы задействуются, другой "уровень" поиска… Опять надо приостанавливать дело в связи с отсутствием фигуранта - выходит, опять оно зависло?
Господа, напомним: речь не о наркомане, сперевшем сумочку с семью копейками у зазевавшегося лоха; Александр Афоньшин - настоящий бандит, реликт 90-х, убийца и рэкетир. А по закону он неуязвим. В отличие от его жертв. Кстати, за два десятилетия своей бурной деятельности Полковник ни разу не отметился на скамье подсудимых.
Игорь ГРАЧ.
Автор благодарит сотрудников пресс-службы ГУ МВД по ПФО за помощь в подготовке материала.