Многие родители думают, что самое главное при подготовке к школе, чтобы ребенок умел читать, писать и считать. Это действительно важно, но далеко не все, что нужно. Есть также психологическая, эмоциональная, социальная и физиологическая готовность к занятиям. Из-за пандемии коронавируса старшие дошкольники не посещали детсады, образовательные центры и школы будущего первоклассника, где ребят готовят к этому важному жизненному этапу опытные педагоги. Следовательно, заниматься подготовкой нужно родителям. За лето можно успеть многое. Самое главное, занятия должны быть регулярными и проводиться в игровой форме. Специалисты утверждают, что достаточно 15 - 30 минут в день для планомерной подготовки к школе.
О том, как заниматься с будущим первоклассником и как понять, насколько дошколенок готов к поступлению в школу, рассказала педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Сергач Ксения Рыбакина. Ее выступление состоялось на психологическом онлайн-марафоне в группе регионального министерства образования ВКонтакте ОБРАЗОВАНИЕ-52.
Кризис семи лет
- Психологи всегда включали в понятие «готовность к школе» не только запас знаний и представлений об окружающем мире, но и способность ребенка руководить своим поведением, преследуя определенную цель. Существует множество специальных методик, оценивающих готовность к школе. Все они направлены на определение возможностей ребенка в различных сферах - на развитость мелкой моторики, способность действовать по словесной инструкции, сформированность логики, знаний об окружающем мире.
Как известно, каждый человек сталкивается с возрастными кризисами. Один из них происходит в 7 лет. В настоящее время многие дети поступают в школу шестилетками. Не все из них успевают пережить этот кризис. Родителям стоит знать, с чем связан данный этап взросления. Кризис 7 лет - это момент, когда ребенок начинает различать внутренний и внешний мир, впервые осознает свои переживания как нечто доступное только ему. У ребенка складываются внутренние отношения, в том числе к самому себе. До кризиса 7 лет ребенок способен подчиняться правилам социальной жизни, но делает он это без внутреннего выбора. После 7 лет он уже может соотносить свои действия со смыслом правил. Например, сначала моет руки потому, что его об этом просят взрослые, а теперь он уже осознает, зачем нужно выполнять это действие.
Важнейшим итогом кризиса юного возраста является возможность осознавать смысл собственных действий. Именно это позволяет первокласснику вести себя не так, как хочется, а так, как следует, и соответствовать нормам и правилам школьного поведения. Осознанное поведение является одним из важных критериев готовности к школе. На языке психологов это сформированность внутреннего плана действий. А на языке житейском это означает умение сначала подумать, а потом сделать.
Правильная мотивация
Неготовность ребенка к школе может приводить к таким печальным последствиям, как утрата мотивации к учению.
Учебная мотивация - это не просто ответ ребенка на вопрос: хочет ли он учиться. Желание пойти в школу может быть связано с тем, что дошкольник хочет изменить свой статус на более высокий, стать взрослее. Познавательной мотивации тоже часто недостаточно - может оказаться, что им движет любопытство без готовности трудиться и прикладывать усилия. Кроме того, в школе дети замечают, что их учат тому, что они уже знают, и их любознательность снижается. Некоторые психологи подчеркивают положительную роль мотивации достижения. Но некоторые родители ставят перед ребенком цель - получение хороших отметок, и он начинает гнаться за оценками, при этом не усваивая материал. Если же первоклашке по-настоящему что-то интересно, то информация откладывается в долговременную память, если нет, то в краткосрочную и быстро забывается.
Учебная мотивация должна включать в себя и познавательную составляющую, и стремление к достижениям. У ребенка должно быть желание стать более знающим, компетентным, и он готов прилагать для этого необходимые усилия. Результатом учебы для него должна быть не оценка, а ощущение возрастающей собственной компетенции, значимости, возрастающей уверенности в себе.
Учимся играя
Неготовность к школе часто выявляется поздно. Она проявляется в неуспеваемости, школьных неврозах, тревожности. Чтобы этого избежать, важно воспитать у дитя усидчивость, умение концентрироваться на определенном порядке действий в течение 15 минут.
Сейчас летом нельзя, чтобы малыши просиживали у телевизора, компьютера. Родителям обязательно нужно с ними заниматься - развивать внимание, память мышление, все психические процессы. Есть много специальных пособий, книг с головоломками, ребусами, загадками, заданиями на логику, на развитие внимания.
Для формирования памяти можно показать ребенку картинку - дать время запомнить ее, а затем поспрашивать о деталях рисунка: что там было нарисовано, а что нет. Полезна такая игра: расставить игрушки в определенном порядке, попросить его закрыть глаза, что-то поменять, а затем попросить расставить предметы так, как они стояли ранее. Разучивание стихов, пересказ сказок, рассказов, наблюдений во время прогулок также прекрасно развивают память. Можно вместе посмотреть мультфильм, почитать книжку и нарисовать иллюстрацию. Творчество очень важно: рисование, лепка, аппликации развивают и воображение, и мелкую моторику. Раскрась по образцу, соедини точки, чтобы получился рисунок, нарисуй узор, сделай штриховку - все это укрепляет руку, готовит ее к письму. Прописи тоже можно использовать, но начинать работать в них нужно с одной-двух строчек. Полезны игры с геометрическими фигурами. Их можно вырезать из цветной бумаги и составлять картинки. Очень полезно придумывать слова на одну букву или играть в города. Спросите ребенка, что можно делать со стулом (сидеть, чинить, использовать как подставку и т.д.). Внимание и волю помогает развивать чередование легких и трудных занятий, интересных и скучных. Помогает сосредоточиться собирание мозаик, пазлов, конструкторов, игры в лото, домино. Нельзя забывать о подвижных играх, они также очень важны, советует Ксения Рыбакина.
Психологический практикум
Тест для самопроверки
(Да - 1 балл, нет - 0 баллов.)
1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли его то, что в школе он сможет много узнать и ему будет интересно учиться?
3. Может ли заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточения, самостоятельно в течение 20 - 30 минут?
4. Верно ли то, что в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли составлять рассказы по картинке не менее чем из пяти предложений?
6. Сможет ли рассказать несколько стихотворений?
7. Умеет ли ваше чадо изменять существительные по числам?
8. Овладел ли навыком чтения по слогам или, что лучше, целыми словами?
9. Умеет ли считать до 10 и обратно?
10. Может ли решать задачи на прибавление или вычитание единицы?
11. Верно ли то, что имеет твердую руку?
12. Умеет ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Научился ли пользоваться ножницами и клеем и делать аппликации?
14. Может ли собрать разрезанную картинку из пяти частей за минуту?
15. Знает ли он названия диких/домашних животных, птиц?
16. Может ли обобщать понятия (например, сказать, что помидоры, морковь, лук, огурец - это овощи)?
17. Любит ли заниматься самостоятельно (например, рисовать, собирать конструктор, пазлы, мозаику)?
18. Может ли понимать и точно выполнять словесные инструкции взрослого?
Подводим итоги:
15 - 18 баллов означают, что ребенок готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались. Трудности если и возникнут, то будут легко преодолимы.
10 - 14 баллов - вы на правильном пути. Ребенок многое умеет, однако есть еще над чем поработать. Обратите внимание на вопросы, на которые вы ответили отрицательно.
9 баллов и менее. Надо больше времени и внимания уделять занятиям с ребенком. Обратите особое внимание на то, что он пока не умеет делать, и на то, что у него пока еще не получается.
Родитель спрашивает
- Что представляет собой дошколенок? Каковы возрастные особенности детей 6 - 8 лет?
- Дети старшего дошкольного возраста уже многое умеют, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. У ребенка сформировано устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он уже в состоянии проявлять самостоятельность в решении социальных задач. В общении умеет учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, когда это необходимо. Характерна высокая чувствительность, ранимость, эмоциональность. Критику и нравоучение воспринимает эмоционально. Полностью доверяет взрослому, принимает его точку зрения. Относится к взрослому как к единственному достоверному источнику знания. У ребенка в 6 - 7 лет развивается логическое мышление, он уже умеет устанавливать причинно-следственные связи, однако ведущим остается наглядно-образное мышление.
Записала Александра Махлина.