Таможня дает добро

Таможня дает добро

Проект выноса Сормовского и Московского таможенных постов за границы Нижнего Новгорода поддержали министр транспорта России Игорь Левитин и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Несмотря на усилия заинтересованных предпринимателей, никаких исключений в одобренной Федеральной таможенной службой концепции переноса таможенных постов за границы крупных городов сделано не будет.
За пределами мегаполиса
Не так давно в Нижнем Новгороде состоялась встреча главы региона Валерия Шанцева с участниками областного таможенного рынка. На совещании присутствовали представители правительства области, руководство Приволжского таможенного управления, руководители таможенных постов, представители Поволжской логистической ассоциации.
На встрече губернатору рассказали обо всех нюансах, связанных с концепцией таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации до 2020 года. Суть концепции фактически раскрыта в ее названии. Предполагается, что таможенное оформление грузов преимущественно будет происходить непосредственно на границе. И это в первую очередь выгодно именно тем, кто перевозит товар. Сюда же можно добавить развитие приграничных регионов.
Другой момент: таможенное оформление в итоге будет вынесено за пределы крупных городов. Это просто необходимо для того, чтобы крупнотоннажные грузовики не портили дороги, не становились причиной заторов и "пробок", не создавали аварийные ситуации, не портили экологию.
По итогам встречи Валерий Шанцев принял решение полностью поддержать концепцию и сокращение двух таможенных постов, находящихся на территории Нижнего Новгорода, - Сормовского и Московского. Окончательное решение будет принято руководством Федеральной таможенной службы. Как только придет приказ, Московский и Сормовский таможенные посты Нижегородской таможни будут ликвидированы.
В отличие от других субъектов России, в нашем регионе к концепции не все отнеслись положительно. После того как концепция начала реализовываться, некоторые участники внешнеэкономической деятельности, заинтересованные в сохранении Сормовского и Московского таможенных постов, начали бить тревогу и доказывать, что концепция плохая.
В мае, во время приезда в Нижегородскую область министра транспорта России Игоря Левитина, недовольство высказал председатель Нижегородской логистической ассоциации, директор брокерской компании "Логопром" Андрей Иванов. В своем докладе он обратился к министру с предложением пересмотреть концепцию, но Игорь Левитин подобную инициативу не поддержал. "Не грузы должны идти за таможнями, а таможни - за грузами, - твердо заявил Левитин. - Поэтому концепцию я считаю правильной, и никаких исключений не будет".
Три в одном
Как говорит первый заместитель начальника Нижегородской таможни по таможенному контролю Олег Андреев, после наступления в стране финансово-экономического кризиса количество оформляемого на нижегородских таможенных постах товара упало в несколько раз. Раньше посты были загружены, сейчас же в день на человека приходится оформление одной-двух деклараций - это всего полчаса работы, а потом человек мается от безделья, из-за этого начинаются нарушения. Ликвидируя посты, Приволжское таможенное управление одним выстрелом убьет двух зайцев: во-первых, очистит таможню от бездельников, во-вторых, перенесет таможенное оформление за пределы Нижнего Новгорода.
Андреев отметил, что сокращение двух таможенных постов не приведет к каким-то кардинальным изменениям. По его словам, грузы, прибывающие в настоящее время железнодорожным транспортом и оформляющиеся на Московском таможенном посту, будут продолжать оформляться в отделе таможенного оформления на станции Костариха. А такие же грузы, оформляющиеся в настоящее время на Сормовском таможенном посту, планируется распределить на Дзержинский таможенный пост и таможенный пост ГАЗа.
- Данное перераспределение автомобильных и железнодорожных грузов не является значительным и не приведет к каким-либо задержкам таможенного оформления, - подчеркнул Олег Андреев. Непрерывность таможенного оформления на Дзержинском таможенном посту и таможенном посту ГАЗа Приволжское таможенное управление планирует обеспечить за счет перераспределения штатной численности сотрудников.
Вынос таможни за границы мегаполисов (как это уже произошло в Санкт-Петербурге и Москве) является только первым этапом реализации концепции. Вторым и последним станет перемещение основного таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации. Таким образом, со временем таможенного оформления в Нижегородской области будет меньше. Навсегда останется лишь производственный импорт и экспорт. Товары широкого потребления будут оформляться на таможенных постах в приграничных субъектах страны.
В Приволжском федеральном округе подобные мероприятия по выносу таможенного оформления за пределы крупных городов проходят в Удмуртии и Оренбурге. В остальных приволжских таможнях посты будут сокращаться, потому что они маленькие либо уже находятся за пределами города, например в Чувашии.
Дзержинск оказался в приоритете
При решении вопроса о том, какие посты все же ликвидировать, споров в Приволжском таможенном управлении практически не возникло. Ведь исходя из концепции таможенные посты должны быть вынесены за пределы крупных городов. Дзержинск, хоть и является вторым в регионе по численности населения, мегаполисом не считается. Кроме того, сам Дзержинский пост находится в промышленной зоне города, а не в его жилой части.
Когда товары приходят из-за границы, они обязательно должны находиться в специальной зоне до полного завершения таможенного оформления, то есть на складе временного хранения (СВХ). Некоторые считают, что ликвидация Сормовского поста предполагает и ликвидацию склада рядом с ним. "Мы не ликвидируем склад, - заверяет Олег Андреев, - переезжает только таможенный пост". По сути, грузовики с товарами могут ездить на тот же склад, но их будет значительно меньше. И, конечно, это будет невыгодно для экспортеров или импортеров товаров - везти автомобили на склад в Нижний Новгород, тогда как оформляться товары должны в Дзержинске. Кстати, физические лица, которые пригоняют машину или перевозят контейнеры с домашними вещами, так и будут оформляться в Нижнем Новгороде, им не нужно ехать в Дзержинск.
Олег Андреев кроме территориального нахождения за границей Нижнего Новгорода назвал еще одну причину сохранения именно Дзержинского таможенного поста. В соответствии с Таможенным кодексом таможенные посты должны находиться в помещениях, принадлежащих Федеральной таможенной службе. По информации Андреева, из восьми таможенных органов Нижегородской области данное условие соблюдается только в Дзержинске.
Так или иначе, видимых плюсов от ликвидации Сормовского и Московского таможенных постов в Нижнем Новгороде намного больше, чем минусов. Предприниматели практически не почувствуют никакой разницы, зато для жителей концепция явно принесет только пользу. Наконец-то с городских дорог исчезнут огромные грузовики, портящие асфальт и экологию.
Алексей ПЕТРОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате