Музыка «не для паркета». Как Уилл Салден осуществил мечту своей жизни

Музыка «не для паркета». Как Уилл Салден осуществил мечту своей жизни

Великий джазмен Гленн Миллер на протяжении не одного десятка лет остается человеком-легендой. Легендарной стала и его смерть: самолёт, на котором во время Второй мировой войны он летел из Лондона в Париж, чтобы организовать концерт в зале «Олимпия», пропал над Ла-Маншем. Но замечательная музыка американского тромбониста продолжает звучать в живом исполнении биг-бэнда Уилла Салдена. Порой - и очень уместно - музыкальные критики называют последнего «реинкарнацией Миллера». Музыкантов разных эпох роднит и внешнее сходство, и многогранность таланта, и, безусловно, всепоглощающая любовь к джазу и свингу. Нидерландский пианист, музыковед, аккордеонист, дирижер приложил немало усилий, чтобы собрать оркестр, восстановить оригинальный репертуар легендарного коллектива. И у него все получилось!
Вот уже 35 лет бэнд, официально получивший право называться оркестром Гленна Миллера, успешно гастролирует в странах Восточной и Западной Европы, в Израиле, не раз выступал в Нижнем Новгороде. К сожалению, побывать вновь в нашем городе в рамках юбилейного гастрольного турне помешали известные ограничения, введенные и в нашем регионе в связи с пандемией коронавируса. Но корреспонденты «НН» дозвонились до маэстро и задали ему несколько вопросов.

Музыка для миллионов
- Господин Салден, вы отмечаете 35-летие оркестра. Но, если верить справочникам, коллектив родился немного раньше. Почему же датой его рождения считаете 1985 год?
- Действительно, теоретически возможны и иные даты. Так, в своем настоящем виде и составе оркестр существует с 1983 года. А с 1978-го шла подготовительная работа: изучение гленнмиллеровского наследия, кастинг музыкантов, подбор репертуара. 35 лет - это возраст наших постоянных активных гастролей в странах Европы, включая Россию. Хотя… при желании мы могли бы считаться еще моложе: в 1990 году Дэйвид Маккэй, президент «Glenn Miller Productions Inc., New York», предоставил нам лицензию на право называться европейским оркестром Гленна Миллера. Но мы ведем отсчет с начала гастрольной работы.
- Можете сказать, что вам удалось осуществить мечту вашей жизни?
- Безусловно! Джаз я полюбил еще в детстве. То, что мы сейчас играем, - это «моя» музыка. Став руководителем оркестра Гленна Миллера, я получил возможность не просто наслаждаться ею как слушатель, а самому садиться за фортепиано, исполняя с оркестром композиции, которые нравятся мне… и, разумеется, доставляют удовольствие публике.
- Создавая свой оркестр, предполагали ли вы, что он станет известным и популярным во всем мире?
- О, я вовсе не задумывался над этим. Я был свидетелем того, как быстро создавались и так же быстро распадались биг-бэнды. Скажи мне кто-нибудь тогда, что наш оркестр преодолеет 30-летний рубеж - ни за что бы ни поверил.
- С вашей точки зрения: что делает оркестр, которым руководите, особенным?
- Прежде всего, мы не танцевальный ансамбль, а концертный оркестр. Наша музыка - не для паркета, а для слуха. Мы играем ее на очень высоком техническом уровне и постоянно совершенствуемся. Но иногда идем на компромисс, создавая баланс между джазом и свингом, - делаем легкие переложения популярных мелодий.
- Какова статистика ваших турне? Ведете подсчет?
- Ведем. За годы гастролей наш коллектив сыграл более 5 тысяч концертов, которые посетили 5 миллионов зрителей.
Тромбонисты «про запас»
- Не пробовали ли вы - музыкант с высшим образованием - вслед за Гленном Миллером писать свои, авторские аранжировки?
- Для нас важно воплотить в жизнь магическую формулу великого Гленна Миллера: «Каждый солист и аранжировщик музыки должен стремиться создать совершенно новый и безупречный стиль звучания, узнаваемый с первых нот». И мы вполне успешно, по-моему, воссоздаем саунд легендарного оркестра - блестящий, энергичный, праздничный. Обязательно, на каждом выступлении исполняем Moonligt Serenade - так, как это делали наши великие предшественники. Что до аранжировок, то, поверьте, публике не интересны аранжировки Уилла Салдена. Они хотят Гленна Миллера.
- С творчеством гленнмиллеровского оркестра зрители тогдашнего СССР познакомились по культовым музыкальным фильмам. Наверное, вы знаете эти картины наизусть?
- Честно признаюсь, «Серенаду солнечной долины», «Жён оркестрантов» видел всего по одному разу. Мои музыканты иногда просматривают музыкальные номера из тех давних фильмов. Но все-таки джаз - это импровизация: мы не ставим перед собой цели «фонографического» воспроизведения игры легендарного оркестра.
- Как бы вы охарактеризовали своих музыкантов?
- Профессионалы высочайшего уровня. Нагрузка у нас большая: 200 концертов за год. Поэтому, как принято, например, в футболе - этот вид спорта, кстати, я обожаю и когда-то бегал за мячом по футбольному полю, - у нас есть запасные игроки. К примеру, у нас восемь тромбонистов и восемь трубачей. На гастролях ребята подменяют друг друга, что позволяет им делать перерывы для отдыха
- С отдыхом ясно. А как с дисциплиной?
- Пресловутой железной дисциплины, существовавшей в биг-бэнде Гленна Миллера, нет. Я вовсе не требую, чтобы у моих музыкантов оттенок платков в нагрудных карманах костюмов соответствовал цвету носков. Однако на репетицию нужно приходить вовремя, знать свои партии и соблюдать во всем пунктуальность. Это не обсуждается
- Кроме творческого юбилея, у вас 14 июня собственный юбилей. Как планируете его отметить?
- В кругу своих родных и близких. Я так много времени провожу на гастролях, что для меня невероятно дорого общение с ними в родном Оббихте. К тому же я недавно стал дедушкой: когда держу на руках свою маленькую внучку, испытываю непередаваемые чувства!
Мария Федотова, Владимир Шлыков.

Следите за нашими новостями в удобном формате