И в белой рубашке приходится пахать

И в белой рубашке приходится пахать

Повертев в руках судоводительский диплом сына, Василий Александрович Шеногин разочарованно вздохнул: "Эх, Андрюшка, белорубашечником стал, не получилось из тебя человека". Как и все судовые механики, он слегка свысока относился к штурманам, рулевым - в общем, ко всем, кто не работает в машинном отделении.
Из "слесаря" в судоводители
Старпом теплохода "Георгий Жуков" Андрей Шеногин сейчас с улыбкой вспоминает тот разговор с отцом. Выросший в семье речников, он и помыслить не мог о "сухопутной" специальности. Отец работал на "Багратионе", "Алеше Поповиче", принимал в Ростове-на-Дону "Феликса Дзержинского". Мама, Ольга Геннадьевна, была старшей проводницей. Сошла на берег с "Михаила Фрунзе" только в 2002 году - помогать внуков растить, ведь жизнь и сына Андрея, и дочери Елены также оказалась связана с флотом.
Андрей поступил в Борское ПТУ № 27 на специальность рулевого-моториста. Практику проходил на толкаче. И вот тут понял, что грузовой флот не его призвание. Скучно!
После второго курса матросом поработал на "Михаиле Фрунзе". Конечно, объем работы здесь гораздо больше, одно только поддержание чистоты и порядка чего стоило, но зато веселее. Стал рулевым, а затем его перевели в этой же должности на теплоход "Александр Радищев". А как-то осенью, когда они после окончания навигации на зачистке судна стояли в затоне, Шеногину повестка из военкомата пришла.
- Рассказал боцману, что в армию призывают, - вспоминает Андрей Васильевич. - Тот посоветовал поступать в речное училище: хоть диплом нормальный получишь, да и военная кафедра там есть. Мы ведь когда в ПТУ поступали, нам обещали чуть ли не диплом капитана, а выдали документ, где наша специальность называется "рулевой-моторист, слесарь-судоремонтник 4-го разряда". Нас с такими бумажками "слесарями" дразнили. В 94-м пошел поступать в речное. Начальник отделения посмотрел мои документы, характеристику, послужной список - как-никак две навигации за плечами. И взял меня сразу на… второй курс.
Водные университеты
После окончания речного училища в 1997 году новоиспеченный третий штурман пришел на теплоход "Нижний Новгород". Тогда у третьего была масса обязанностей: и касса, и табель, и отчеты. Андрей Васильевич прошел хорошую школу у капитана Михаила Мариева. Он командир требовательный, строгий. Попробуй ему отчет с помарками сдай (а печатали их тогда на машинке, о компьютерах даже не мечтали). Так и крутился третий штурман Шеногин круглые сутки: с вахты - в кассу, из кассы - на вахту.
Немного передохнул, когда назначили вторым на теплоход "Александр Суворов". В это же время учился в водной академии. А старпомом стал в 2002 году на "Георгии Жукове".
Этот год оказался важным годом для Шеногина не только в профессиональном плане. В свою последнюю навигацию на "Александре Суворове" Андрей Васильевич приметил миловидную девушку. А та не могла не обратить внимания на обаятельного штурмана в красивой речной форме. Это любовь виновата, что через год туристка стала речником.
Теплоходный аншлаг
На "Георгии Жукове" Андрей Васильевич в полной мере ощутил, что такое старпом на туристическом теплоходе. Он отвечает за состояние корпуса, цистерн, за порядок на борту - в общем, за все на судне. При этом свои многочисленные обязанности он выполняет, скажем так, в свободное от вахт время. Не надо забывать, что первый штурман прежде всего судоводитель.
- Любое действие, - говорит Шеногин, - должно быть просчитано, обдумано, да еще с запасным вариантом.
В этом году движение теплохода пока идет без задержек и срывов. Навигацию экипаж "Георгия Жукова" начал рано - в конце апреля. География маршрутов "Георгия Жукова" обширна: круизы в Санкт-Петербург и Астрахань, на Каму и в Сортавалу, куда теплоход раньше не ходил. Насчет количества туристов экипаж волновался не случайно. Например, на четырехпалубнике московской турфирмы, с которым стояли рядом, было всего 35 туристов. К счастью, "Георгию Жукову" это не грозит - здесь всегда "аншлаг".
День речника экипаж теплохода встретит на маршруте. Главный подарок к профессиональному празднику, говорят "жуковцы", - это работа и полная загрузка теплохода.
Ирина КУКАНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате