«Учитель года-2020» нередко приходит на урок физики с... гитарой

«Учитель года-2020» нередко приходит на урок физики с... гитарой

Отсутствие музыкального образования не мешает Дмитрию Доронину сочинять музыку и выступать со своими учениками на одной сцене. Бывает, что и на урок физики Дмитрий Олегович приходит с гитарой. Музыкальный инструмент помогает наглядно разобраться с такими физическими понятиями, как «колебания», «частоты», «резонанс».
О профессии учителя Дмитрий никогда не мечтал. Как и родители, которые работали на Выксунском металлургическом заводе, он получил инженерную специальность, а в школу попал случайно. Но время показало, что учить детей - это его призвание. То, что он стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2020», является ярким тому подтверждением.В выксунской гимназии №14 им. С.С. Клиповой он преподает сразу три дисциплины: физику, астрономию и информатику, а также отвечает за работу компьютерной техники.
О нелинейном пути в педагогику, современных учениках и своем взгляде на современную школу рассказывает сам Дмитрий Доронин.

Секрет силы притяжения
- Меня пригласили временно поработать в школе, заменить отсутствующего учителя физики. Это был новый, увлекательный опыт. В университете, где я преподавал, занятия проходили стандартно, а в гимназии я чувствовал эмоциональную отдачу от детей, от проведенных уроков. Было интересно видеть, как ребята усваивают полученные знания, растут на моих глазах. Неожиданно для себя я почувствовал, что в школе могу реализовать себя, что работа учителем - это мое.
Свой самый первый урок помню очень хорошо. 2 сентября. Звенит звонок. Я захожу в класс, смотрю на своих учеников-восьмиклассников. Мне 24 года. Тогда я подумал: какие они маленькие - 13-14 лет! Как же я смогу им объяснить физику? Это со студентами можно было говорить на языке физических терминов и формул, а школьникам надо доносить информацию доступно и интересно. Я сделал ставку на зрелищную часть физики - старался максимальное внимание на уроках уделить опытам и экспериментам. Я люблю показывать работу электрофорной машины, с помощью которой можно пускать длинные электрические искры. После ее демонстрации с просьбой апробировать электростатический генератор в действии приходили ребята разных возрастов и те, кто помладше, и даже одиннадцатиклассники.
На языке поколения Z
Начало моей работы в школе совпало с тем, что из средней школы выпускалось поколение Y и ему на смену пришло поколение Z, которое обладает совсем другими качествами, ценностями. С одной стороны, эти ребята могут изображать из себя рассудительных взрослых, с другой стороны, они дольше сохраняют в себе детские инфантильные черты. Им сложнее делать выбор, брать на себя ответственность.
Это поколение, рожденное с гаджетами в руках. Я сам начал пользоваться компьютером в 12 лет, Интернетом в 16 лет, а эти дети находятся онлайн постоянно и общаются в основном там. Вера в авторитеты у них отсутствует. Нельзя сказать современному ребенку: на уроке мы будем делать именно это, потому что я старше и знаю, что так надо. Это не создаст учебную мотивацию. Посыл к сегодняшним ученикам другой: мы будем изучать такую-то тему и эти знания лично тебе помогут достичь таких-то конкретных результатов.
Сейчас любой ребенок может посмотреть образовательное видео и почерпнуть из него больше, чем из параграфа учебника, написанного академично и скучно для современных детей, поэтому я активно использую информационные технологии в своей работе. Задача учителя - построить урок так, чтобы ребенку он был не менее интересен, чем образовательный ролик на Ютубе. Также важно, чтобы на уроке школьник не был пассивным зрителем, а был включен в работу, ставил перед собой личные вопросы, цели и достигал их. Это непросто, ведь учеников много, а темы сложные.
Виртуальный эксперимент
Вынужденный переход на дистанционное обучение во время пандемии коронавируса получился непростым. Нужно было выбрать образовательные платформы, наладить видеосвязь, сформировать информационные каналы для каждого класса, добавить туда учеников, учителей.
Дистант стал вызовом для меня как для учителя физики. Мои ученики привыкли, что на уроках мы проводим большое количество экспериментов. А как можно показать опыт через вебкамеру? Тогда я стал искать виртуальные лаборатории в сети. Оказалось, что есть сайты, на которых с помощью анимации можно смоделировать разные физические эксперименты. Ребята в виртуальном формате могли, к примеру, уравновешивать рычаги и блоки, нагревать воду, собирать электрические цепи. Я убежден, что, даже когда эпидемия отступит, дистанционные технологии прочно войдут в жизнь школы. Например, ребят, находящихся на больничном, можно подключать к уроку по видеосвязи.
Я активно общаюсь с детьми в соцсетях. Они могут спросить, как решать задачу, или посоветоваться, как поступить в той или иной ситуации. Такая возможность поговорить лично с каждым - это несомненный плюс.
На одной волне с учениками
Плюсы и минусы современной школы связаны. Например, сегодня много возможностей внеурочной деятельности: проекты, творческие работы, участие в олимпиадах, конкурсах. Но все это сопровождается большим количеством бумажной работы. Еще необходимо преодолевать разрыв между школьными знаниями и реальной жизнью. Например, детей учат синусам и косинусам, а рассчитать свою плату за квартиру, они, получив школьный аттестат, затрудняются.
Как учителю мне бывает сложно ставить оценки. Часто работы ребят, очень разные по уровню, оцениваются одинаковым баллом. Но один ученик еле дотягивает до троечки, другой ближе к четверке, но в итоге оба получают одну и ту же оценку «удовлетворительно». Во время проверки тетрадей бывает с тяжелым сердцем ставишь невысокую отметку. В таких случаях я пишу к ней комментарий. Они всегда находят живой отклик у ребят. Случается, что дети даже вступают со мной в переписку. Например, пишу: «все правильно, но почему так грязно?». Потом мне сдают эту тетрадку с припиской «извините». Когда я применил это в первый раз, то использовал мем, гуляющий тогда в сети: «ты берешь объем меди и плотность молока и умножаешь их друг на друга. Не надо так!» Эта интернет-шутка детям очень понравилась.
Я считаю, что учитель должен видеть в каждом ребенке личность. С современными учениками нужно быть на одной волне. Но с другой стороны, нельзя забывать, что жизненный опыт у ребят еще совсем небольшой, их нужно брать за руку, вести за собой, «включать режим взрослого строгого дяди» и напоминать о рамках недозволенного. Искусство педагога состоит в том, чтобы находить этот баланс. Для меня это пока сложно.
Современный педагог, во-первых, должен готовить ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире, во-вторых, стремиться понять своих учеников, уметь поставить себя на место ребенка. В-третьих, учитель должен постоянно учиться новому, знать, что происходит в науке, и быть готовым к тому, что дети могут спросить о том, чего нет в учебнике. Скажем, про недавно открытые гравитационные волны или частицу Бозон Хиггса. Моя задача найти в каждом ребенке его собственную одаренность. Ведь хороший ученик должен превзойти своего учителя.

Мнение
Директор выксунской гимназии №14 Анастасия Клипова:
- Мы очень гордимся победой учителя нашей школы Дмитрия Доронина в региональном этапе конкурса «Учитель года». Уникальное сочетание в работе традиционной системы школьного образования, стремление к новому - к внедрению современных цифровых технологий, готовность учиться - вот, что отличает Дмитрия Олеговича. Дети к нему тянутся, коллеги заслуженно уважают. 

Справка «НН»
Дмитрий Доронин окончил среднюю школу №8 в Выксе с золотой медалью. В школьные годы участвовал в олимпиадах по всем предметам и был, по его собственному признанию «ботаником». Тогда за ним закрепилось прозвище - «палочка-выручалочка», так как он был готов в любой момент помочь одноклассникам с домашними заданиями. В подростковом возрасте Дмитрий увлекся роком, самостоятельно научился играть на гитаре, а в студенческие годы отрастил себе длинные волосы, подражая известным рок-звездам. Любимые предметы в школе были гуманитарные: история и литература. В 16-17 лет возник интерес к технике, компьютеру, что подтолкнуло к поступлению в НГТУ имени Р.Е.Алексеева. Вуз Доронин окончил с красным дипломом и получил приглашение остаться там работать. Из трех лет преподавания в выксунском филиале НГТУ два года Дмитрий параллельно работал в школе. В общей сложности он уже работает в гимназии №14 им. С.С.Клиповой семь лет. Чтобы преподавать в школе, Дмитрию Олеговичу пришлось пройти не одни курсы переподготовки в Нижегородском институте развития образования, подтверждающие право быть учителем физики, астрономии, затем еще и информатики. А последние два года Доронин еще и классный руководитель.

Александра Махлина.

Следите за нашими новостями в удобном формате