Чьи в лесу... камни? Смотри, грызи, а тащить не моги

Чьи в лесу... камни? Смотри, грызи, а тащить не моги

Нижегородский край богат лесами, славен озерами и реками, известен памятниками культуры… и чтимыми камнями-валунами.
Ученые утверждают, что глыбы магматических пород - гранита, габбро, базальта - на территории Нижегородской области не «местные». Их принесли сюда ледники. И с давних времен к молчаливым пришельцам - особое отношение.


Об этом на виртуальной страничке музея-заповедника «Щелоковский хутор» рассказывает специалист по традиционной материальной культуре, методист Музея ННГУ им.Лобачевского Ольга Александрова.


Растут и в воде не тонут
- К камням в народе издавна бытовало особое отношение, складывавшееся со времен эпохи неолита, когда у племен стала появляться своя земля. Вообще большие камни, валуны - хороший ориентир на местности. Может сгореть лес, река изменит свое течение, на пустом месте что-то вырастет. Но большой камень никуда не девается, и племена, которые в неолите перемещались с места на место, ориентировались как раз по валунам. И именно валуны впоследствии становились границами, где заканчивалась территория одного племени и начиналась земля другого.
Есть камни, с которыми связаны мистические истории. Например, Цыганкин камень в Дивеевском районе. Легенда гласит, что шел цыганский табор, у одной из женщин умер ребенок и она его похоронила под камнем. А сверху бросила пояс: от пояса через весь камень прошла трещина, а камень стал расти, расти -  и вырос. И сдвигать его нельзя, иначе из-под камня хлынет вода и затопит всю землю.
Вообще  предостережение о том, что нельзя сдвигать камни, иначе хлынет вода, относится практически ко всем валунам. Вокруг каждого имеется легенда о запрете и невозможности  перемещения. Что окапывали такие камни, пытались сдвинуть, свернуть при новой, советской, власти, тракторами тянули - и ничего не вышло.
Очень многие камни связаны с религиозными верованиями. У марийцев были капища с камнями, чтимые камни были и у мордвы. С принятием христианства появились новые  объекты, самые известные из них - Серафимовы камни. К ним и прикладываются, и с молитвой обращаются, и даже самый маленький камешек из этих мест всегда в почете, всегда целебен. Не просто сувенир, а святыня. Вообще говорят, что Серафим носил камни вместо вериг. И что камешки, брошенные им, потом росли.
Нередко камень «указывал», где ставить церковь. Известно предание, повествующее об Антонии Римлянине, приплывшем на камне в Новгород и основавшем на этом камне монастырь. В часовне церкви Спаса Преображения в Сухаренках Городецкого района хранится Георгиев камень, о котором вспоминают так: «И вот приплыл по реке белый известковый камень, исписанный старым письмом. А в соседнем Подольце церковь строить собирались. Ну туда его на шести подводах и повезли. Утром повезли, а ночью он вновь сюда возвернулся. И возили три раза, и три раза он возвращался. И увидели в том Знак, и возвели на этом месте храм».
Не все одинаково полезны
- Особое, почтительное отношение к валунам сохранилось до сих пор, - продолжает Ольга Ивановна. - Практически у всех народов: на мордовских землях, на марийских землях, у татар, у русских - у всех есть особые камни, которые считаются помощью, защитой в самых разных ситуациях, в том числе от болезней. Доходит до смешного: камень помогает при зубной боли. Мои родственники-стоматологи очень смеялись, когда узнали, что, например, в Первомайском районе Нижегородской области есть такой особый камень, который местные жители от зубной боли грызли и в итоге почти весь изгрызли. Казалось бы, как это может помогать? И тем не менее!
До сих пор в Чкаловском районе, когда дом строится - ставится рядом камень, сажается рябина и дом считается защищенным. В буквальном смысле, надежнее, чем за каменной стеной!
Около церквей охранные камни ставят, близ часовен, на углу. Иногда поясняют так: это поставлено было для того, чтобы часовню телегами не задевать. Но дело в том, что никакими телегами задеть там невозможно!
Сохранился обычай класть камень на могилу. И тут тоже есть разные толкования. То ли этот камень означает границу между миром мертвых и миром живых. То ли за этот камень может спрятаться душенька, когда она прилетает и чувствует себя в этом мире не очень уютно…
Или камень для бани взять, или гнет для солений. Были мы в Рустае в экспедиции, опрашивали жителей, и нам сказали, что ни в коем случае для таких целей нельзя брать камни из лесу. Мы спросили, отчего. «Ну, сказали нам, - там могут быть какие-то растения вредные…». Но, простите, какие вредные растения могут остаться на раскаленной каменке бани?
Тут поневоле задумаешься о значении фразеологизма про «камень в чужой огород», сообщающем о камне «нехорошем», способном превратить возделанное поле, комфортную территорию, в пустошь. Кстати, в средневековой Европе такой «подброс» порой практиковался как способ здорово навредить соседу.

Что и где
От Богородичного до Разбойничьего
Вот лишь несколько примечательных «исторических» камней, существующих сегодня в Нижегородской области
Два чудотворных камня у озера Светлояр. Богородичный камень рядом с деревянной церковью Казанской Божией Матери. Характерная выемка в камне напоминает глубокий отпечаток ступни: легенда гласит, что это след Богородицы. Вода, скапливающаяся в нем, считается святой.
Рядом находится камень, на который верующие становятся коленями и молятся об избавлении от телесных недугов.
Разинский камень близ села Панзелка Лукояновского района.
Согласно преданию, под этим гранитным валуном зарыл свои сокровища Стенька Разин. Хитрость в том, что «докопаться» до предполагаемых сокровищ невозможно: с каждой новой попыткой глыба все глубже уходит в землю. По преданию, поиски клада сопровождались несчастными случаями и не принесли никаких плодов.
Говорят, что «сидит» на разбойничьем кладе еще один чудо-камень - огромный валун в лесу близ деревни Хмелевой в Варнавинском районе. К камню ведет тропинка через поле, которую никогда не запахивали. У камня «просили» здоровья и дождей в засуху. А еще во впадинке скапливается вода, набирающая от камня целебную силу. Рассказывают, что бабушки молились у камня, затем выпивали водичку… и взамен наливали свежую, заранее принесенную с собой.
Сатисский валун. Находится в вершине ручья Вергар между рабочим поселком Сатис и бывшим поселком Зеленый городок. Судя по всему, огромный валун находится в центре древней культовой поляны, и на нем можно заметить петроглифы.
Саровский валун в Дальней пустыньке. На нем, по преданию, тысячу дней простоял в молитвах перед иконой Святой Троицы, закрепленной на дереве, преподобный Серафим Саровский. Также существовал и Малый молитвенный камень, на котором отшельник продолжал стояние уже в келье.
Существующий сегодня Большой камень не является оригинальным: серафимовский камень был разделен на части и утрачен.
Шандровский камень между селами Шандрово и Салдаманов Майдан. Имеет правильную геометрическую форму - возможно, приданную ему искусственно. Перед камнем лежит плита, очевидно, отколотая от него. В целом получается нечто вроде древнего алтаря.
Эрзянский Алтарный камень предков.  Находится в священной роще Лукаш неподалеку от села Новоселки. Говорят, что когда-то на нем приносили жертвы. Сейчас для подношений камню установлен специальный столик. 
Разбойничий камень. Лежит около жилого дома в деревне Галкино Сокольского района. Согласно преданию, на нем любил сиживать некий разбойник. Действительно, камень удобен для отдыха: он имеет «сиденье» и покатую «спинку». Когда камень прогревался солнцем, местные жители усаживались на него с целью вылечить боли в спине.

Мария Владимирова. Фото Александра Воложанина.

На фото: 1. Дальний (Большой) камень в Царском скиту. 2. Камень «След Богородицы» на Светлоярском озере. 3. Специалист по традиционной материальной культуре, методист Музея ННГУ им.Лобачевского Ольга Александрова.

Следите за нашими новостями в удобном формате