20 июля отмечает неюбилейный день рождения народная артистка СССР, одна из самых красивых актрис страны, Людмила Чурсина. Представляем вашему вниманию не публиковавшиеся ранее фрагменты с ее творческого вечера, проходившего в Нижегородском Доме актера три года назад.
Жизнь втроем
- Людмила Алексеевна, оглядываясь назад, что бы вы назвали главным в вашей жизни?
- Вся моя жизнь - это театр. Иногда какие-то съемки в фильмах. И в сериалах, потому что у нас - не самый богатый театр. Как в анекдоте: «Какие у вас зарплаты? Хорошие, но маленькие»... Но ничего, на хлеб хватает, иногда даже с маслом и более того.
- Вам довелось поработать с выдающимися режиссерами. Есть ли у вас «свой» режиссер сейчас?
- В Театре Российской армии я работаю практически с одним режиссером. Это народный артист России Александр Васильевич Бурдонский. Сын Василия Иосифовича Сталина. Конечно, тень деда присутствует в его жизни: это особенно заметно, когда журналисты, расспрашивая о творчестве, пытаются повернуть его к воспоминаниям. Но он тут же закрывает эту тему. Человек, безумно образованный в театральном искусстве, ученик Кнебель; сам преподавал - и его обожали, до сих пор обожают студенты. Однажды у нас был юбилей. И так как мы родились в один и тот же год, только я в июле, а он в декабре, в театре ломали голову: как этих двоих «отпраздновать»? И я предложила выпустить маленькую афишку, где было бы написано: «Нам - 150 на двоих». Оригинально, правда?
- Расскажите, пожалуйста, о вашем кинодебюте. Что вам запомнилось особенно?
- Для съемок в фильме «Когда деревья были большими» меня сделали блондинкой. Лев Кулиджанов увидел во мне эдакую красавицу местного значения, первую на селе. У меня был пепельный русый, а сделать требовалось, как выразился Лев Александрович, «безнравственную, желтую блондинку».
Мы приехали на студию имени Горького. Настроение - отличное: мне так всё там интересно, да еще сейчас перекрашивать будут! И гример отличный, только вот иногда, как говорится, злоупотреблял. А краски тогда какие были? Пергидроль! И вот, гример намазал мне голову. Сказал: будет щипать, будет трещать - терпи. И ушел куда-то далеко резаться в шахматы со своими коллегами. Я терпеливо сижу. Боль, слезы… Вдруг он прибегает, хватает меня, как сумасшедший, опрокидывает к раковину - и все волосы остаются в раковине!..
Но - это счастье, это первая роль, где мы молодые: Василий Шукшин, Инна Гулая, Лёнечка Куравлев, Юра Никулин... Снимались в Подмосковье, в деревне. По ночам, вместо того чтобы готовиться к съемкам, на лодках плавали за кувшинками, жгли костры и распевали «Мама, мама, я дежурный по апрелю» Булата Окуджавы - он как раз тогда входил в моду, и мы все были им очарованы, много пели. Кстати, у Льва Александровича я снялась и в последней его картине «Умирать не страшно».
- Людмила Алексеевна, вы трижды были замужем, в том числе за сыном генерального секретаря СССР Юрия Андропова. А у вас большая семья?
- Ну, наконец-то! А все о творчестве да о творчестве… На этот вопрос я люблю отвечать следующим образом. Говорю: «Сейчас мы живем втроем». Делаю паузу, чтобы у спрашивающего как следует округлились глаза, и продолжаю: «Я живу с Эолом и с Хоблом». И это не иностранные поклонники какие-нибудь, всё проще. По поводу Эола, бога ветров: у нас в доме нарушена вентиляция, и когда я открываю двери, окна, форточки, тут же начинается мелодичное такое завывание. А ХОБЛ - это хронический обструктивный бронхит, который является расплатой за мое курение.
Государыня шутить изволит
- Людмила Алексеевна, среди ваших многочисленных ролей немалую долю составляют роли царственных особ. Расскажите, пожалуйста, о них?
- Царицы… О, сколько я их сыграла! Была Екатериной в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Очень было интересно работать с Алексеем Петренко: мощнейший, темпераментный артист, он играл Петра Первого. Доля моя была тяжкой: головной убор пятнадцать килограммов весом, неприподъемное платье, живые розы…
Играла княгиню Ольгу на сцене академического молодежного театра в Москве.
И у меня есть спектакль «Императрица», где я играю Екатерину. Кстати, играю ее до сих пор. Почему я себе это позволяю? Потому что Екатерина, согласно сценарию, находится уже практически в моем возрасте и влюблена в последний раз в своей жизни. Потемкина там играет Аристарх Ливанов, советника играет Джигурда - не сумасшедший, не Никита, а его брат Сергей. Мы любим этот спектакль, в том числе и потому, что он довольно-таки современен. Кстати, расскажу историю.
Февраль. Гостиный двор в Москве. У вип-политиков вип-праздник. Из Голландии привезены невероятные какие-то букеты цветов. В первом ряду партера - самый цвет парламента, Думы. Мы с Николаем Николаевичем Дроздовым ведем концерт. Состав выступающих на высочайшем уровне: только Большой театр и Мариинка. Плюс вызвали «Ореру» из Грузии. С двух трибун мы объявляем выступающих, они поют, танцуют, мы стоим. Объявляем и вновь стоим. И вдруг думаю: а отчего это я только называю других? Я ведь тоже артистка! Беру микрофон, и, не объявляя, начинаю: «Пфуй, пфуй! Какая плохая работа! Что же мне делать, если новое лицо на новой должности - и опять такая плохая работа? Ах, друг мой, душа моя, работа должна быть хорошей, всегда хорошей… но это же бесчестие для всего Отечества, когда у моих сановников такие прозвища: «Роман - большой карман», «Егор - кассу попёр»... О, мне много чего известно! И вот я делаю замещение, но нет - опять злоупотребления, казнокрадство, кумовство! Новые люди, молодые лица - и так уже развращены? Отчего новый, молодой чиновник, назначенный лично мною, накрал за три месяца столько, сколько его предшественник за пять лет? Он что, боится не успеть?».
И тут вдруг я вижу, как весь зал, в едином порыве, как будто начинает от меня отползать. Заёрзали... Что ж, продолжаю. «Да, чиновники мои воруют, роскошь невероятную себе позволяют, а народ нищ и пьян, плохо трудится. Ах, меры надо?» и так далее, и так далее. Закончила. Объявляю: «Дорогие друзья, вам был представлен монолог Екатерины Великой из спектакля «Императрица», построенный на исторических документах». Публика выдохнула и расслабилась…
Справка «НН»
Людмила Алексеевна Чурсина родилась 20 июля близ деревни Груздово Псковской области, во время эвакуации ее матери в Ленинабад.
Окончила Театральное училище имени Б. Щукина.
С 1963 года - актриса Театра имени Е. Б. Вахтангова, с 1965 снимается в кино.
С 1974-го - актриса Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (ныне Александринский театр), с 1984-го - Центрального театра Российской Армии.
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Обладательница множества званий и наград, в том числе: народная артистка РСФСР, народная артистка СССР, награждена Государственной премией РСФСР, Орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством», орденом Почёта, Премиями КГБ и Сан-Себастьяна за лучшую женскую роль, Российской национальнаой актёрской премией имени Андрея Миронова.
Снялась в более чем ста художественных и документальных фильмах и сериалах, многие из которых стали классикой советского и российского кино. Среди них: «Когда деревья были большими», «Донская повесть», «Туманность Андромеды», «Виринея», «Журавушка», «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Долгая дорога в дюнах», «Дом на Английской набережной», «Мой муж - гений», «Интерны», «Закрытая школа», «Чисто московские убийства».
Мария Федотова.