Статный светловолосый мужчина был в гневе. Тыча пальцем в лежавшую на столе скромную пачку купюр, громовым голосом вещал он, глядя на сидевшего напротив него человека: "У тебя зарплата пять тысяч рублей! Жена твоя - учительница, двое детей, теща-пенсионерка. В твоем доме не может быть 18 тысяч рублей!" Гневный мужчина скромненько помалкивал о двух вещах: во-первых, искали оперативники УСБ в двухкомнатной квартире его собеседника совсем иную сумму, причем отнюдь не в рублях. Искали, к слову сказать, безуспешно по единственной причине: объект охоты, капитан милиции Дмитрий Паршин, о том, что он-де взяточник, узнал самым последним. А во-вторых , упомянутые 18 штук были извлечены из кубышки той самой тещи-пенсионерки. Откладывала женщина понемножку на черный день. В голову ей не приходило, что ее невеликие сбережения окажутся роковыми для зятя. На дворе стоял 2002-й, "антиоборотнический год". Громокипящий мужчина чувствовал себя богом, вершителем судеб…
Прошло семь лет. В новенькой стеклянной клетке зала заседаний Нижегородского областного суда слегка похудевший, но по-прежнему статный человек знакомым нам громовым голосом отметал обвинения в коррупции: ни в 10 тысяч он не брал взятки, ни в 150 тысяч, ни в полмиллиона рублей! Подстава! Провокация!
И не нашлось, да и не могло найтись человека, который спросил бы нашего разбушевавшегося героя, бывшего начальника отдела по борьбе с нарушениями на потребительском рынке: "Полковник, у тебя зарплата - 21 тысяча рублей. Даже если инкриминируемые тебе взятки - провокация, откуда у тебя 40 тысяч евро? Да не в квартире, не в кубышке у тещи, а в рабочем кабинете, в личном сейфе, из которого, кстати, и "криминальные" деньги изъяты были! Откуда у тебя навороченный автомобиль, на какие шиши ежегодно катался ты в заграничные турне. Вообще, кто вы, полковник Серов?"
Звездный час-1: На чем попался
Напомним, что полковник Владимир Серов, по версии обвинения, нашедшей подтверждение в суде, принял 500 тысяч рублей от заместителя руководителя компании "Стальинвест" Дмитрия Новоспасского в качестве "предоплаты" за организацию рейдерского захвата ОАО "Втормет". Кроме того, Серов взял у руководителя дзержинской фирмы "Химпромпроект" 150 тысяч рублей за возвращение конфискованной ранее у фирмы оргтехники. Технику не вернул, и потому вместо взятки вышло у него мошенничество.
Этих двух эпизодов хватило в свое время для того, чтобы арестовать полковника и поместить его в СИЗО. Однако с такими ребятами шутить не приходится: просидев за решеткой недолгое время, Серов добился выхода под залог. У дверей СИЗО встретили его опера УФСБ и УБОП ГУВД и предъявили ему третье обвинение: за взятку в 10 тысяч рублей полковник когда-то отогнал своих подчиненных от шибко безобразничавшей фирмы. Поскольку случилось это еще в 2007 году, адвокат полковника обозвал его повторный арест "театром абсурда". Что ж, не мешало бы юристу знать, что существуют азбучные приемы сыскной работы: в частности, плох тот опер, который, работая с такими небедными и имеющими солидные связи на всех уровнях товарищами, как Серов, не оставит в загашнике эпизодик-другой. Как раз на упомянутый случай: оказавшись на воле, Серов, не исключено, со свидетелями бы поработал, с обвинителями. А мог и просто удрать… Кстати, напомним, что Михаил Дикин, помимо покушения на заказное убийство был в оное время обвинен еще и в банальном хулиганстве…
В суде все обвинения в отношении Серова и его подельника Новоспасского (по нашим данным - бывшего серовского агента-"барабана" с давних еще времен) подтвердились. Полковник получил 8 лет строгача, лишился госнаград, среди которых медаль ордена "За заслуги перед Отечеством", и заработал крупный штраф. После всех вычетов 842 тысячи рублей из упоминавшихся 40 тысяч евро были ему возвращены. Впрочем, к суду какие претензии? Не пойман - не вор… Новоспасский отделался 7 годами условного срока.
Звездный час-2: Борец с оборотнями
Многолетний начальник Приволжского РУБОП Иван Иванович Кладницкий не любил шутить. Опера, работавшие под его руководством, не без ностальгии, как об отцовском ремне с пряжкой, вспоминают, что жучил он их даже за грамматические ошибки в рапортах и справках. Не говоря уже о вещах более серьезных… А уж того, что на милицейском арго именуется "навариваться на теме", и вовсе не терпел грозный генерал. Попадавшихся на взятках, крышевании, даже обычном разгильдяйстве гнал он немилосердно. Так вот на излете прошлого века из рядов этой службы был без шума, но в одночасье, уволен молодой в ту пору оперативник Володя Серов. Просто уволен: генерал Кладницкий трепетно относился к чести мундира и не стал раздувать дела из прегрешений сыщика. Потому-то и не смеем мы озвучить подробностей, известных нам лишь из частных бесед…
Изгнанный опер явился в Нижегородское ГУВД, где после надлежащих покаяний был принят в управление уголовного розыска. Пожалевший и принявший его на работу генерал-лейтенант милиции Юрий Васильевич Крюков, в те годы начальник криминальной милиции ГУВД, ныне вспоминать об этом не любит. По крайней мере на наш вопрос о подробностях возвращения "блудного сына" органов ответить не захотел: "Взять-то я его взял, но больше говорить об этом не стану. Да он и работал-то недолго!"
Недолго, потому что преобразован был РУБОП, выведено за штат, а затем - на гражданку почти все его старое руководство. И триумфальным было возвращение в здание на Сенной Владимира Серова: под свое начало получил он ни много ни мало оперативный отдел Управления собственной безопасности ОРБ.
Вовсе не желая обидеть сотрудников отделов и управлений собственной безопасности, в подавляющем большинстве своем людей порядочных и профессиональных, не можем мы все же не отметить некую изначальную "опасность" службы в этих подразделениях. Дело в том, что на сотрудника собственной безопасности практически нет управы. Добро, если он, что называется, "мент в законе". А если нет? Если он покрышевать вздумал, на свой карман поработать - куда бедолаге потерпевшему жаловаться? Ему же - иначе не получается. Или в прокуратуру, откуда спустят материал все в то же УСБ. Для человека, не обремененного моральными предрассудками, - раздолье! Не меньшее раздолье для любителя власть показать.
Глухо рассказывали наши источники о том, что недавний штрафник, едва сделавшись борцом с "оборотнями", принялся прежде всего "наводить порядок" в тех подразделениях, кои мешали ему жить достойно, как он это понимал. Кое о чем мы рассказывали прежде. Охочих отсылаем к номеру "НН" за 5 декабря 2007 года, к материалу "Место встречи изменить… нужно!". В том материале фамилия Серова не упоминается, но источники наши прямо говорили, что это "неупоминание" - случайно, что крупные поставки наркотиков в Нижний прикрывались и Серовым тоже.
Так или нет, но едва ли не главным объектом охоты нашего героя стали в 2002 году именно опера антинаркотических служб. Дмитрий Паршин, оказавшийся в опасной близости от крупных поставщиков героина, был в мгновение ока обвинен в получении взятки в 10 тысяч долларов (той самой, которую не нашли и из-за которой опер оказался все же на 2,5 года в колонии). О его истории мы ранее тоже рассказывали.
Другой опер УБНОН ГУВД, до того два года подряд признававшийся лучшим сотрудником криминальной милиции Нижегородского ГУВД, был сперва обвинен в пособничестве наркодельцам (предложил задержанному розничному продавцу вывести его на крупного оптовика, обещая за это провести его по более "легкой" статье УК). Классический прием сыска был подан как диверсия против основ государства.
Однако Серову этого показалось мало: в отношении упомянутого нами сыщика он попытался возбудить дело… за нанесение побоев сотруднику УСБ! А было так: опер (имени мы не называем по его настоятельной просьбе) в сопровождении своего адвоката и еще одного знакомого вышел из здания облсуда с собственного допроса. Тут к нему подошли Серов и двое его подчиненных. Слово за слово, дошло до грубостей, стороны едва не сцепились. Но не сцепились, почуял наш герой неладное.
…А через пару часов явился в прокуратуру Серов в сопровождении тех же подчиненных. Только у одного из них физиономия оказалась расквашена. Обвинен в рукоприкладстве был "объект" их тогдашней "охоты". Обвинение не подтвердилось. А затем развалилось на суде и "основное" обвинение. Оправданный сыщик вернулся к работе. И из лучшего превратился в обыкновенного… "Хватило с меня! - говорит он сейчас. - Не хочу больше мешать господам Серовым, рискуя свободой!"
Примеры неустанной работы нашего героя на "антиоборотническом" посту можно множить.
Вместо эпилога
Мы недаром, рассказывая о деятельности полковника милиции Владимира Серова, так мало внимания уделили собственно процессу его. Дела о взятках, по сути, похожи.
А вот то, что опер с сомнительной репутацией в свое время возглавлял антикоррупционную деятельность - это штука жуткая. То, что крупный коррупционер в свое время командовал "посадками" коррупционеров помельче, а заодно и всех, кто под руку попадется, - штука и вовсе грустная. Сейчас ведь вновь мы все на борьбу с коррупцией поднялись. И стоило бы повнимательнее поглядеть в честные глаза тех, кто эту борьбу ведет.
…Уже после вынесения приговора Владимиру Серову подошел к клетке и взглянул ему в глаза один из его "клиентов" тогдашних времен, ныне реабилитированный. Серов поднял на бывшую "жертву" тяжелый взгляд - и чуть заметно отшатнулся. Глаза его на мгновение сверкнули злобой и страхом.
"Вот теперь я отомщен!" - произнес, обращаясь ко мне, бывший опер, отвернулся от клетки и направился к выходу…
Игорь ГРАЧ.