Информация о том, что в Нижнем Новгороде готовится мощный теракт, поступила сразу по нескольким каналам.правоохранительных органов. Но, как зачастую и бывает в подобных случаях, поначалу в этих оперативных донесениях мало что предвещало беду. Сообщалось, что некий Саша, живущий в Нижнем Новгороде, общается по телефону с чеченцами из Волгограда. И они договорились о проведении какой-то "значимой акции" в Приволжской столице.
Предчувствие грядущей беды
- В 2000 году такого рода донесений приходило к нам по десятку каждый день, - рассказывает полковник милиции Евгений Макаров, экс-начальник областного управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП), которое тогда являлось структурным подразделением Волго-Вятского РУБОП. - Отправить оперативников на отработку всех поступавших к нам сообщений мы были просто не в состоянии - не хватило бы ни сил, ни средств. Однако когда я доложил об этом Саше начальнику РУБОП генерал-майору милиции Ивану Кладницкому, нас обоих охватило предчувствие беды. Помнится, Иван Иванович вспылил, что с ним бывало крайне редко.
- Ты что же, хочешь, чтобы здесь повторилась волгоградская трагедия?! - воскликнул генерал, имея в виду события 31 мая 2000 года, когда взрыв, прогремевший рядом с движущейся воинской колонной, унес жизни двух военнослужащих и еще шестнадцать ранил. - Связывайся с чекистами, устанавливайте, где живет этот Саша!
Выяснилось, что сотрудники УФСБ РФ по Нижегородской области уже и сами располагают информацией об этом Саше. Их волгоградские коллеги вышли на представителей местной чеченской диаспоры сразу после теракта 31 мая. Тогда оперативники УФСБ по Волгоградской области выявили, что в их городе существует хорошо законспирированная сеть боевиков. Ее руководитель Алихан Мухаммедов зачем-то выезжал в разные города России, в том числе и в Нижний Новгород.
Круглосуточная слежка
Установить, где живет Саша, не составило большого труда. Оказалось, что квартира дома 7/1 по улице Фруктовой, где числится Сашин телефон, принадлежит нижегородцу, который сдает ее гражданину ближневосточной страны - аспиранту одного из нижегородских вузов. А в самой квартире с 3 июля 2000 года проживают некие Саша и Беслан, приехавшие из Москвы.
- Руководство нашего управления срочно сформировало следственно-оперативную группу, - рассказывает старший офицер пресс-службы УФСБ по Нижегородской области Марина Кузьмина. - За "нехорошей" квартирой было установлено круглосуточное наблюдение.
По словам Марины Владимировны, за две недели оперативного наблюдения чекистам удалось заполучить фотографии всех, кто посещал эту квартиру. Примечательно, что среди посетителей оказался хорошо известный спецслужбам гражданин одной из арабских стран С.Х. Он подозревался в принадлежности к международной террористической организации "Аль Таухид Аль-Ислами" ("Объединение Ислама"), базировавшейся в Алжире и Марокко.
- Нам стали известны маршруты передвижения Саши и Беслана, их контакты и связи в Нижнем Новгороде, Москве и Волгограде, - говорит начальник пресс-службы УФСБ Игорь Малахов. - Так, выяснилось, что эти люди неоднократно общались с ранее судимым жителем Нижнего Новгорода, числившимся в федеральном розыске.
В одном из телефонных разговоров Саша попросил лидера волгоградской чеченской диаспоры Алихана Мухаммедова сделать фотографии железнодорожного вокзала и Центрального рынка в Нижнем Новгороде и доставить ему "для показа специалисту в целях принятия решения". Таким образом, основная цель (Московский вокзал в Нижнем) и запасная (Канавинский рынок) будущего теракта определились.
Тайник в вентиляции
Тем временем волгоградские чекисты получили информацию о том, что члены местной чеченской группировки приобрели взрывчатку - 1,6 кг тротила и 0,4 кг пластида. А 16 июля 2000 года курьер повез страшный груз в Нижний Новгород. В тот же день в наш город из Волгограда выехала следственно-оперативная группа.
Сутки спустя поезд "Астрахань - Нижний Новгород" с курьером прибыл на Московский вокзал. Саша, за съемной квартирой которого не прекращалась слежка, встретил курьера в Канавине на площади Революции.
- Поначалу предполагалось, что группа захвата "на плечах" курьера и Саши войдет в квартиру на улице Фруктовой и задержит с поличным всех троих, включая Беслана, - продолжает Игорь Малахов. - Однако в ходе проведения спецоперации пришлось вносить коррективы. Дело в том, что Саша довез курьера до дома на общественном транспорте, но в квартиру тот подниматься не стал. Забрав сумку с взрывчатыми веществами, Саша один поднялся к себе и через несколько минут вышел без груза. По его поведению нашим сотрудникам стало ясно, что курьера домой не поведут…
Тогда чекисты не стали больше медлить и провели стремительный захват преступников.
Поначалу обыск двухкомнатной квартиры, где жил Саша, ничего не дал - взрывчатку обнаружить не удалось. Беслан твердил о своей невиновности и грозился пожаловаться в Генпрокуратуру России на противоправные действия сотрудников спецслужб, которые нарушили неприкосновенность его жилища.
Однако те, кто пришел к террористам, прекрасно понимали: где-то в квартире оборудован тайник. В конце концов его обнаружили в вентиляционном окне ванной комнаты. Оттуда чекисты и извлекли привезенные из Волгограда взрывчатку - около трех килограммов тротила и полкило пластида. Этого хватило бы, чтобы на воздух взлетел многоэтажный жилой дом.
В роли живой бомбы
Одновременно в Москве сотрудники ГУБОП МВД России задержали находившегося в федеральном розыске Алихана Мухаммедова, лидера чеченской диаспоры в Волгограде.
В тот же день на Курском вокзале столицы чекисты задержали и руководителя группы взрывников. Им оказался известный полевой командир Алихан Чекуев, прошедший войну в отрядах Шамиля Басаева и Руслана Гелаева. На допросах Чекунов так и не сознался, каким образом он собирался взорвать в Нижнем Новгороде Московский вокзал.
Однако следствие смогло ответить и на этот вопрос. В качестве живой бомбы планировалось использовать все того же курьера - 50-летнего волгоградца Сергея Моргуна. Он, как человек со славянской внешностью, меньше всего привлек бы внимание милиционеров, охраняющих Московский вокзал.
Сергей Моргун был незадачливым мелким предпринимателем. Как только он увяз в долгах, в родном городе к нему подошли люди, которые предложили подзаработать - перевезти груз из Волгограда в Нижний Новгород. Моргуну и в голову не приходило, что заработанными деньгами воспользоваться он не сможет!
Как только 19 июля 2000 года он пришел бы в Центральный зал Московского вокзала, боевики с дистанционного управления подорвали бы Моргуна прямо под люстрой! С помощью направленного взрыва эта грандиозная конструкция превратилась бы в тысячи разящих стеклянных осколков, которые унесли бы не одну жизнь ни в чем не повинных нижегородцев и гостей города. К счастью для самого Сергея Моргуна и для всех нас, совместная спецоперация чекистов и милиционеров позволила предотвратить этот теракт.
Не менее любопытными оказались и личности жильцов, снимавших двухкомнатную квартиру на улице Фруктовой. Под прозвищем Беслан в ней проживал 31-летний Казбек Айтукаев - сотрудник министерства шариатской безопасности Дудаева. Что касается Саши, 40-летнего уроженца Грозного Александра Мигунова, он находился в розыске за совершение двух заказных убийств во Пскове. Любопытно, что и в Нижнем Новгороде по заказу одного из лидеров местных преступных группировок бандиты собирались "убрать" известного нижегородского коммерсанта.
В зале суда, который проходил в Волгограде, находилось 15 обвиняемых. Организатор предотвращенных терактов Алихан Чекуев был приговорен к 15 годам колонии строгого режима. Все его подельники также получили длительные сроки заключения.
Константин ШИШАРИН.