Став художественным руководителем нижегородского ТЮЗа, Вячеслав Кокорин сразу громогласно заявил, что он покажет всем нам, что такое настоящее театральное искусство. И сразу же отринул большую часть опытных и любимых зрителями актеров театра.
Первое, что мы увидели на многострадальной тюзовской сцене, была сказка далеко не оригинальная - "Снежная королева". Нового в постановке мы не увидели.
Через некоторое время творческие стрелы Кокорина угодили в Горького. Мол, дай-ка я поражу нерадивых нижегородцев автором, которого они до моего появлении не раскусили. Всех исполнителей он одел в длинные черные балахоны и заставил по-военному топать.
Затем Кокорин замахнулся на "Вильяма нашего Шекспира". Его Ромео таскал за собой саксофон, а Джульетта выходила на сцену со скрипочкой и пыталась врезать нечто похожее на этюды Черни, подвергая наши уши испытанию.
Следующая радость - пьеса "Ангелочек" про несовершеннолетнюю девочку, которая дружила с мальчиком. Дружила-дружила да и забеременела - явно детская тема. Хотите узнать про секс - идите в ТЮЗ.
Но дело даже не в спектаклях - дело в душной полицейской атмосфере в театре. Кокорин говорил своим привезенным артистам, чтобы те не общались с "уходящей натурой": вы же кокоринцы и должны это звание нести гордо, да и спектакли местных заскорузлых театров посещать не следует, ничему хорошему там не научишься, только испортишь вкус.
Всегда в нашем ТЮЗе была доброжелательная братская атмосфера. При Викторе Витальеве никого не выгоняли из театра, даже пьющих прощали, надеясь на их исправление. При Борисе Наравцевиче все актеры были заняты созданием добротных спектаклей, для интриг не было времени.
Возникает вопрос: для чего пишутся эти строки, ведь Кокорина уже нет? Гонимые артисты могут вздохнуть полной грудью.
Но куда смотрело бывшее начальство от культуры?! Ведь с самого первого спектакля Кокорина стало ясно, что он далеко не находка: лучшие артисты три года были унижены, а те актеры, которых Кокорин привез, и режиссеры, которым поручались постановки спектаклей, не выше табуретки. Начальство ждало, что из чертополоха проявится роза. А ТЮЗ с каждым днем разрушался.
Однажды на детском спектакле подошла девочка лет пяти к работнику театра, и спросила кроха: "Тетя, где у вас тут показывают голого дядю, а другой дядя писает прямо на сцене?"
Недавно вышла статья в "Новой газете". Там языком адвоката было сказано, что театр потерял художественного руководителя, о котором город будет жалеть, а может даже - рыдать.
Когда ушел Кокорин из екатеринбургского ТЮЗа, актеры радовались как дети. В Вильнюсском русском театре, где он был главным режиссером, зрители со спектаклей уходили пачками. Там он проявил себя как Салтычиха, выгонял любимых в городе артистов.
Прощаясь с Нижним Новгородом, Кокорин организовал пресс- конференцию и в течение часа расхваливал себя и свои спектакли. По ходу обругал департамент культуры и лично М.М.Грошева.
Под чутким художественным руководством Вячеслава Кокорина в ТЮЗе не стало директора, сотрудника по связям с общественностью, заведующего литературной частью, талантливых бутафоров, художников, осветителей.
Кончилась эпоха Кокорина, и это уже отрадно. Ждем ясной погоды.
Михаил ВИСИЛИЦКИЙ.