Истребителями рождаются, а испытателями становятся. Это доказал нижегородец Сергей Кара.Когда старшеклассник 66-й "гагаринской" школы Сергей Кара заявил родителям, что будет поступать в летное училище, мама с папой снисходительно переглянулись. Ветераны авиастроения не сомневались в том, что уговорят наследника выбрать мирную и более безопасную профессию. Но сын и в самом деле продолжил славную "миговскую" династию. Причем сделал это ярко, талантливо и красиво.
Лучшая в мире профессия
- Крестным отцом моей будущей профессии стал легендарный летчик-испытатель завода Константин Квитковский, - вспоминает события четвертьвековой давности наш герой, заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Кара.
Летом 1982 года горьковчанин Кара становится курсантом знаменитого Харьковского высшего военного летного училища. Спартанские условия жизни, муштра и дисциплина, конечно же, не вызывали восторга. Примиряла с армейской лямкой будущая профессия.
Первый самостоятельный полет, как и первую любовь, каждый летчик запоминает на всю жизнь. Навыками пилотирования Сергей овладел в кратчайший срок - в мае впервые взялся за штурвал, а в июне повел машину уже без инструктора.
- С незапамятных времен существует традиция первого вылета, с которой безуспешно пыталось бороться руководство училища, - рассказывает Сергей Иванович. - Покупаешь два блока сигарет и одну пачку кладешь под носовое колесо самолета - в залог успешного полета.
Раздавленная колесом пачка "Ту-134" до сих пор хранится у родителей Сергея Кара. А сам летчик на всю жизнь запомнил, как звенела в нем каждой клеточкой радость полета, каким бескрайним было небо и как слушалась мальчишку-пилота первая в его жизни крылатая машина.
Полет, продолжавшийся восемь минут, окончательно убедил юного курсанта в том, что его профессия - лучшая в мире…
От армии - до “Сокола”
Всем премудростям военно-летной науки в училище научить не могли. Даже при том, что практических занятий в те годы было на порядок больше, чем в нынешнее время, а военное искусство преподавалось серьезно и обстоятельно. Реальное боевое применение знаний и умений военного летчика - сложный пилотаж парой, полеты на предельно малой высоте, полеты в стратосфере парой, групповые вылеты на боевое применение, пуски ракет, бомбометание, стрельба из пушек и многое-многое другое - он освоит уже в Венгрии. Туда после окончания Харьковского авиаучилища распределили служить лейтенанта Сергея Кара.
Чуть менее пяти лет в истребительном полку - это не шуточки. В его боевом активе числится не только уничтожение воздушных целей - главное дело каждого военного летчика-истребителя. Есть у нашего героя и опыт работы с наземными целями. Все это вместе взятое сделало его летчиком широкого профиля.
Вскоре времена изменились, и Сергей Иванович всерьез решает сменить профессию. Армейское начальство долго уговаривало офицера не спешить с принятием решения, не ломать удачно начатую карьеру. Но Сергей был непреклонен - в испытатели, и точка. Вместе со своим полком перебазировался под Тамбов, уволился из Вооруженных сил и пришел на работу в ответственнейшее подразделение Нижегородского авиастроительного завода "Сокол" - службу летчиков-испытателей.
Дисциплина против страха
Учить Сергея Кара не пришлось. МиГи он знал как свои пять пальцев, а мастерство у новичка было таким, что публика собиралась посмотреть, как он работает. Сдал теоретический курс, отлетал обязательную программу и превратился в лицензированного летчика-испытателя, который впоследствии возглавил испытательскую службу на заводе.
- Все зависит от того, как относиться к такой профессии, - объясняет Сергей Иванович. - В нашем деле необходимо полностью исключить разгильдяйские качества, и тогда чувство страха перейдет в состояние повышенного тонуса.
Да, заводская служба, где проводятся испытания новых машин, знает печальные примеры. По словам моего собеседника, большая часть трагедий - это следствие именно человеческих ошибок. А их как раз и можно избежать, если следовать правилам Сергея Кара.
Дисциплина в службе, которой руководит Сергей Иванович, железная. С так называемым налетом у подчиненных все в порядке, с тренировками тоже - командир за этим следит строго. И с руководством завода у летчиков понимание полное.
- Даже не знаю, чего бы нам еще пожелать, - смеется мой собеседник. - Удачи вам, дорогие авиаторы и самолетостроители. Новых заказов, хороших зарплат и безопасных испытаний.
Галина МИТИНА.