Дети не были в школе пять месяцев. Ребята соскучились по одноклассникам и учителям, и начало учебы для многих в радость. Но в конце года школьники (пусть непросто), но все же привыкли к дистанционному обучению.
- Наш мозг не любит адаптироваться, ему не нравятся резкие изменения, и то, что многим детям сейчас тяжело и тревожно, - нормально, - объясняет известный психолог Людмила Петрановская.
Школа - это рамки
Среднее образование охватывает 11 лет - это большая часть жизни взрослеющей личности. Но школа - это далеко не самое прекрасное место на земле. Во время обучения дети испытывают огромную мозговую и психическую нагрузку.
Разговоры о том, что ребенку должно быть интересно учиться, часто не имеют ничего общего с реальностью. Ни один взрослый человек не пользуется таким широким спектром знаний, какой охватывает школьная программа. Об этом важно время от времени вспоминать родителям, чтобы умерить свои амбиции и ожидания, советует психолог Нижегородского регионального общественного фонда содействия и развития спорта, образования и молодежной политики «Дружба» Анастасия Степанова. Анастасия Александровна в своей онлайн-лекции рассказала о том, как правильно мотивировать ребенка учиться.
У маленьких детей есть убеждение, что пока они ходят в детский сад - они маленькие, а пойдут в школу - сразу станут взрослыми, с их мнением будут считаться. Но, попадая в школьную систему, ребята оказываются в определенных рамках. Им все время напоминают, что они маленькие: то чего-то не знают, то ведут себя не так. Дети сталкиваются с системой оценивания, когда отличников хвалят, а двоечников ругают. Причем это делается публично.
В итоге ребенок видит, что в школе все не так радужно, как ему это изначально казалось, и он переживает разочарование. Эти чувства испытывают и родители. Мамы и папы начинают думать, что с их ребенком что-то не так, раз у него нет интереса к учебе. Они переживают, что неправильно его воспитывают. Переговоры в родительских чатах, размышления о том, как наша семья и наш ребенок выглядит на фоне остальных, - добавляют немало тревог папам и мамам.
Первое и самое важное, что нужно признать: что негативные эмоции, которые вызывает школа, и сопротивление детей урокам - это нормально. То, что мы, родители, любим своих детей и переживаем за их будущее - тоже нормально.
Страшилки не работают
Родители в своих попытках настроить детей на учебу часто совершают одни и те же ошибки.
Во-первых, пугают тем, что будущее не сложится. Но у ребенка нет такого опыта, как у нас, взрослых. Это мы знаем, что будет, если... А ребенок еще с этим не сталкивался. Проекции: будешь приносить двойки - станешь дворником, несчастным человеком - для детей - это пустой звук. Почему старшеклассники берутся за ум только в преддверии экзаменов? Запахло жареным.
Вторая частая ошибка - угрозы. В принципе страх наказания работает. Но наказания, особенно телесные, разрушают вашу связь, подрывают доверие к ребенка к родителям. Также стоит учитывать, что страх перед наказанием «работает» только ограниченное время.
Третья распространенная ошибка - это отрицательная мотивация - сравнение ребенка с другими детьми: «смотри, у Маши пять, а у тебя четыре». «Петя первое место занял в олимпиаде, а ты никакого». Но чужой успех детей не мотивирует, а угнетает. Запомните, чувство собственной «плохости» и никчемности не может вдохновлять на успех и свершения, констатирует психолог.
Постоянные рассказы о чужих успехах могут привести к тому, что в будущем такой человек будет все время сравнивать себя с кем-то. Неумение насладиться собственными достижениями, стремление к совершенству, сравнение себя со всеми вокруг - все это делает человека несчастным. Ведь всегда найдется тот, кто лучше.
Секрет успеха
Как же мотивировать детей хорошо учиться?
- У ребенка на протяжении всего школьного периода жизни есть очень важная потребность, которую он старается неосознанно удовлетворять на каждом возрастном этапе. Ее суть в следующем: «Я нуждаюсь в признании меня взрослым и самостоятельным». Именно удовлетворение этой потребности открывает возможности для мотивации ребенка, - говорит Анастасия Александровна.
Постоянные замечания и «затюкивание» не удовлетворяют эту потребность, а, наоборот, толкают ребенка на «подвиги». Дети начинают «примерять» на себя вредные привычки. Курят только взрослые? Я тоже уже вырос! - транслирует ребенок с сигаретой в руках.
Нас вдохновляет и мотивирует чувство собственной успешности. Момент, когда у нас что-то получается. Это позволяет нам двигаться дальше, и мы чувствуем себя всесильными. Еще любого человека, а ребенка особенно, вдохновляет и окрыляет, когда в него верят самые близкие и дорогие люди. Поэтому родители не должны говорить ребенку, что он чего-то не умеет или у него ничего не получится. Они должны, наоборот, подбадривать.
Еще один из эффективно работающих способов замотивировать ребенка на хорошую учебу - это гордиться им и восхищаться. Многие об этом знают, но, увы, не пользуются. Хвалить надо правильно. Например, когда мы говорим: «молодец», «ты классный», «это круто» - эти характеристики имеют оценочный характер. А ребенку и без этого каждый день на уроках ставят отметки. Намного мощнее работает апелляция к чувствам. Например, похвалите ребенка так: «Я с таким восторгом за тобой наблюдала!», «Меня переполняет гордость за тебя!», «Хочется тебе руку пожать, обнять тебя», «Меня вдохновило твое красиво написанное сочинение». Подобные фразы дадут огромный кредит доверия со стороны ребенка, он почувствует себя успешным, могущественным и всесильным.
Свои чувства родителям лучше выражать не через местоимение «я», а через словосочетание «мы с тобой». Это помогает налаживать связь между ребенком и родителем, подкрепляет в нем уверенность в себе.
Очень важно ответить на вопросы, что вам важно по отношению к ребенку. В повседневной беготне это забывается и создается впечатление, что мы хотим только хороших отметок и отсутствия замечаний от учителя. На самом деле папам и мамам должно быть важно, чтобы ребенок был счастлив и доверял родителям. В этом случае, если ребенок проэксперементирует с чем-то запретным, попадет в какую-то неприятную ситуацию, то он придет и поделится с родителями, которые его поддержат, помогут, объяснят, что к чему. Помните, что счастливый, полноценный человек - это не тот, у кого одни пятерки в дневнике.
Почему они нас не слышат
Сегодня благодаря электронному дневнику родители часто знают оценки ребенка еще до его возвращения из школы. Они заранее не в духе, делают строгое или расстроенное лицо и с порога начинают решать проблему плохой успеваемости. Ребенок целый день был в напряжении в школе, он вошел в дом и расслабился. Взрослые же пытаются добиться его концентрации и ответов на вопросы.
Важно не начинать поучать ребенка с порога. Он в этот момент действительно нас не слышит, ему сложно собраться. Родителей это злит: они ругаются, кричат, обвиняют сына или дочь в неблагодарности. Дети в ответ закрываются или сами начинают «нападать»: «вы меня не понимаете», «вы все дураки, враги». Они хлопают дверью или замыкаются в себе.
Совет: дайте ребенку время выдохнуть, переварить все то, что было в школе. И продемонстрируйте, что вы рады ему. Он бессознательно ждет, что мама скажет: «я скучала по тебе», «я очень рада тебя видеть», «я переживала за тебя». Таким образом она транслирует следующее: «я тебя принимаю, люблю таким, какой ты есть». Когда у ребенка такой надежный тыл, он знает, что его примут со всеми ошибками, и это будет мотивировать его идти дальше, развиваться, добиваться новых успехов.
И еще у каждого ребенка должно быть законное время побалбесничать. Часто день ребенка расписан по минутам, уроки висят над ним, как дамоклов меч. В итоге он оттягивает время их выполнения до прихода родителей и затем возится с ними до поздней ночи.
Вывод: у ребенка должен быть некий тайм-аут, когда он может не думать об уроках. Да, в этот время он будет смотреть мультики или залипать в планшете. Гаджеты помогают уйти от реальности, с которой ребенку часто сложно справиться.
Родитель спрашивает
- Что делать, если ребенок регулярно получает плохие отметки или плохо себя ведет?
- Если ситуация повторяется, вновь говорите о своих чувствах: «мне горько и неприятно было слышать об этом», «я чувствую разочарование, недоумение, непонимание». Но сказать напрямую ребенку: «ты меня разочаровал!» - это жестоко. Ведь ребенок и сам переживает из-за этой двойки, даже если не показывает этого. Родители часто говорят: «вот он получил четверку в четверти, выиграл бой в рукопашке, а может еще лучше, но не хочет». В этом случае родитель часто пытается реализовывать собственные амбиции за счет ребенка. Не должно быть постоянной гонки: ты можешь лучше, еще лучше. Нужно уметь остановиться и насладиться успехом.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.