В детский сад-без слез

В детский сад-без слез

Когда после многочасового стояния в очередях путевка в детский сад наконец у вас на руках, многим родителям кажется, что все муки позади. Однако далеко не все дети рвутся в садик. Для многих ребят и их родителей период адаптации становится настоящим испытанием. О том, как подготовить домочадца к посещению садика, мы беседуем с директором одного из нижегородских детских дошкольных учреждений Жанной ВИТЕБСКОЙ.
Чтобы было интересно и красиво
- Начать подготовку стоит с рассказа, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, а главное, почему вы хотите, чтобы ваш малыш пошел в садик. Например: "Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими ребятами и взрослыми. В саду все приспособлено для детей: маленькие столики и стульчики, кроватки, маленькие раковины для умывания, шкафчики и много интересных игрушек. Малыш все это может рассмотреть и потрогать. В саду дети кушают, гуляют и играют. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе". А вы объясните, что вам очень нужно и хочется пойти на работу, потому что вам это интересно. И очень хотите, чтобы малыш пошел в детский сад, чтобы ему тоже было интересно.
- Как добиться того, чтобы ребенок шел в детский сад с воодушевлением, а не как на каторгу?
- В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Напротив, проходя мимо садика, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло, что скоро он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в такой детский сад.
- Что важно знать малышу, которого отдают в садик?
- Подробно распишите ребенку режим: что, как и в какой последовательности он будет делать в группе. Чем подробнее рассказ и чем чаще его повторять, тем спокойнее и увереннее впоследствии будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в садик.
Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать после прогулки, куда ему предстоит складывать свои вещи, кто ему поможет раздеться и чем он займется после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
- Чему следует обязательно научить малыша?
- Ребенок должен уметь обслуживать себя - одеваться, обуваться и так далее. Кроме того, он должен знать, к кому он может обратиться за помощью, и уметь делать это. Разъясните малышу: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Петровна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, обязательно скажи об этом". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.
Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы - воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
"Радостная коробка"
- Наверняка существуют маленькие хитрости, которые могут помочь создать позитивный настрой у ребенка?
- Приготовьте вместе с малышом "радостную коробку", складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны в глазах вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в "радостную коробку" бумажного журавлика или бумажную собачку. Скоро вы наполните коробку доверху. Теперь по утрам вам будет легче собирать ребенка в сад - с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.
- Но далеко не все дети умеют общаться…
- Поэтому научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки и помощь другим детям. Чем с большим количеством детей и взрослых ваш малыш сумеет построить отношения, тем быстрее он привыкнет. Папы и мамы, помогите дочке или сыну в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других ребят в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут отношения родителей с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Привыкание с удовольствием
- Часто утреннее прощание с ребенком в детском саду - это тяжелая процедура как для родителя, так и для самого малыша. Как сделать, чтобы это расставание не было каждодневной трагедией для обеих сторон?
- Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если в этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации малыша к новой жизни.
В период привыкания эмоционально поддерживайте ребенка. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте своего кроху. Скажите малышу: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает неуютно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь - и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!"
- Что делать, если ребенок никак не может привыкнуть к посещению садика?
- Убедитесь в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли. Если вам нужна помощь, обязательно проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Кстати
Родителям на заметку
1. Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на так называемые эпикризные сроки: 1 год З месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев и З года.
2. Отправляйте ребенка в детский сад только здоровым.
3. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в домашний распорядок дня.
4. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
5. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день.
6. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
7. Подчеркивайте, что ваш ребенок, как и прежде, дорог вам и любим.

Совет специалиста
Ориентация на успех
В соответствии с приказом № 363 департамента образования и социально-правовой защиты детства от 24 марта 2009 года прием детей в первый класс гимназий и лицеев Нижнего Новгорода должен быть организован на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Члены комиссии, состоящей из врача, психолога и педагога, будут проверять не скорость чтения и навыки счета, а готовность ребенка к обучению. Он должен будет пройти тесты на внимательность, усидчивость, логику, уровень тревожности.
Директор физико-математического лицея Наталья Умнова советует следующее:
- Некоторые родители еще за неделю до тестирования начинают нагнетать ситуацию, накручивать ребенка. Это неправильно. Так можно добиться обратного результата. Чем больше папы и мамы говорят ребенку, что он должен ответить хорошо и что это очень важно, тем больше вероятность, что ребенок растеряется во время тестирования. На самом собеседовании ни один психолог не имеет права сказать ребенку: "Плохо" или "Ты ответил неправильно". Даже в первом классе такие слова учителю говорить нельзя, чтобы не поставить ребенка в ситуацию неуспеха. Психолог может только так комментировать действия ребенка: "Молодец!", "Подумай еще". В любом случае , раз ребенок пошел на это собеседование, он уже молодец. Дети разные, некоторые теряются и вообще не говорят ни слова. Родители должны быть готовыми к этому и ни в коем случае не ругать своих чад.

Следите за нашими новостями в удобном формате