Сегодня в рамках Всероссийского образовательного проекта в сфере цифровой экономики «УРОК ЦИФРЫ» состоялся открытый урок о карьере в сфере искусственного интеллекта с участием заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Чернышенко. В ходе открытого урока вопросы спикерам задали два нижегородских школьника.
Непосредственно на первый из них ученика 11-класса из Нижнего Новгорода Алексея Архипова (школа №24) отвечал Дмитрий Чернышенко. Вопрос нижегородского школьника звучал так: «Во многих школах России уроки информатики проходят раз в неделю. Как в таких условиях становиться профессионалами в ИТ? И каково, на Ваш взгляд, будущее этой профессии?»
Претворяя ответ, Дмитрий Чернышенко, сказал, что был в Нижнем Новгороде недавно.
- У вас крутой, продвинутый, «цифровой «губернатор, - подчеркнул он.
Что касается непосредственно вопроса нижегородского школьника, то президентом Владимиром Путиным поставлена задача до 2030 года достичь цифровой зрелости страны. И понятно, что востребованность профессий в сфере ИТ-технологий с каждым годом будет только возрастать. С содержанием нынешних школьных уроков информатики зампред правительства не знаком, но считает, что помимо их для будущих специалистов в этой области нужны и другие знания, в частности, математики, других предметов. С другой стороны, сегодня у тех, кто серьезно увлечен будущей профессией, есть немало возможностей для дополнительного образования. Для это можно использовать и грант в в 125 тысяч рублей, который реально получить олимпиадникам, воспользовавшись порталом госуслуг, и став участником различных образовательных курсов, которые частично оплачиваются государством на первом этапе и полностью на втором. Такие возможности надо не упускать и следить за ними.
Сам Дмитрий Чернышенко, в прошлом программист, таковым стал случайно, увлекшись математической задачкой, которую сегодня бы назвали предтечей искусственного интеллекта. И хотя, как он говорит, не прошел ее до конца, это предопределило его выбор — он стал инженером-системотехником, специалистом по каткам-системам и 3D-визуализации.
По его убеждению, информатика, программирование — это универсальные знания и пригодятся они независимо о того, станет ли сегодняшний ученик ИТ-специалистом или выберет другую сферу деятельности. В современном мире навыки того, как выстраиваются алгоритмы, какова последовательность действий, как «рисуются» блок-схемы пригодятся в любой области.
В заключении Дмитрий Чернышенко отметил, обращаясь к юным участникам онлайн-урока, что очень важно, чтобы «ваши преподаватели информатики смогли заложить в вас интерес» к профессии, у которой, несомненно, большое будущее.
На вопросы ученика 11 класса нижегородской школы № 24 Ивана Миронова отвечали сразу несколько спикеров. Его вопрос звучал так: «Чему учатся ваши дети и кем бы они хотели стать? Изучаете ли вы с ними искусственный интеллект или они выбрали другую. Интересную профессию?»
Как рассказал Андрей Калинин, заместитель вице-президента, директор по технологиям искусственного интеллекта Mail.ruGroup, важно, чтобы дети получали полное, сбалансированное и изучение гуманитарных предметов в этой связи обязательно. И поэтому изучают они не только программирование и не только то, что с ним связано, а также рисуют, занимаются спортом, ходят на музыку. А вопросы об искусственном интеллекте у детей возникают сами собой. Так, дочка девяти лет недавно меня спрашивала: что такое нейросеть? Приходится объяснять. Математика нужна с самого начала, чтобы преподаватели были хорошие, нужны хорошие кружки, чтобы дети заинтересовались. Что касается профессии, то какую бы они не выбрали, им потребуется и программирование, и искусственный интеллект. Все технологии будут так или иначе и их надо будет применять.
В подобном ключе на вопросы Андрея Калинина отвечали Михаил Прибочий, управляющий директор Лаборатории Касперского в России, странах СНГ и Балтии, Александр Крайнов, руководитель лаборатории машинного интеллекта Яндекса, Герман Греф, президент, председатель правления ПАО Сбербанк.
Александр Николаев.