Это в советские времена страничку из дневника с плохой отметкой можно было вырвать или, вооружившись бритвой и ластиком, превратить двойку в тройку. Современные родители узнают о школьных успехах своих детей раньше их самих. Электронный дневник позволяет папам и мамам быть в курсе оценок и домашних заданий, а то встречаются еще горе-ученики, которым никогда ничего «не задают». Дети тоже с удовольствием пользуются электронным ресурсом. Но в этом учебном году было решено отказаться от известной сети с электронными журналами и дневниками.
Наша система
Когда в апреле из-за пандемии коронавируса школы вынужденно перешли на дистанционное обучение, то образовательные платформы не выдерживали и постоянно «зависали». В первые дни дистанционки было невозможно войти в Дневник.ру, портал все время указывал на несуществующую ошибку. Это внесло сумятицу, дети не могли узнать расписание, какие задания нужно выполнять. Это вызвало волну возмущения родителей и детей. В результате учителям пришлось связываться с ребятами через мессенджеры, соцсети или обзванивать их по телефону. Во избежание таких проблем в будущем в Нижегородской области в этом учебном году решено внедрить региональную автоматизированную систему управления образовательными учреждениями. В пробном режиме она заработает уже в октябре. Что даст нововведение учителям, детям и родителям, рассказал министр образования Сергей Злобин.
– С началом дистанционного обучения удалось договориться с ведущими цифровыми образовательными площадками – были заключены соглашения с семью образовательными платформами, в том числе три из них предоставили эксклюзивный контент. Но ключевой вопрос взаимодействия между учителями, учащимися и родителями в тот момент так и остался не решенным. Учителям пришлось уйти в мессенджеры и соцсети, чтобы взаимодействовать с детьми и родителями. Это было крайне неудобно. Количество жалоб, поступающих в министерство образования, в апреле зашкаливало. Мы изучили опыт других регионов, наиболее успешно справившихся с дистанционным обучением, и увидели, что им помогли в этом региональные системы. Поэтому была поставлена задача – разработать свою, единую региональную платформу.
Её ключевой особенностью является то, что она – не коммерческая, а государственная. Главной задачей новой системы будет обеспечение доступа учителей, учеников и родителей к информации об учебном процессе, в том числе воспользоваться ею можно будет и через мобильные приложения.
В одном «флаконе»
Однако думать, что все сведется к созданию электронных журналов – дневников школ нашей области, в корне неправильно. Одним из ключевых компонентов новой системы станет размещение на платформе образовательного контента (учебные материалы, видео), который будет использоваться школами для индивидуальной работы и для дистанционного обучения в условиях карантина.
В систему изначально будут встроены образовательные платформы, которые уже активно используются педагогами в учебном процессе. Это «Якласс», «Фоксфорд», «Российская электронная школа» и другие. На едином портале родитель сможет увидеть оценки ребенка, а дети узнать о домашних заданиях, выйти на нужную образовательную платформу. Расписание, даты школьных мероприятий и олимпиад также будут загружены в эту систему. У мам и пап будет возможность написать личное сообщение учителю, задать вопросы об успеваемости и поведении ребенка, там же можно будет разместить объявления, адресованные всей школе, отдельному классу или группе учителей, разъясняет Сергей Васильевич.
Региональная платформа будет позволять учиться дистанционно, в нее будет «вшита» возможность использовать скайп, зум и другие инструменты. Запись урока, трансляция экрана учителю, ответы детей в режиме онлайн, чат – все это будет присутствовать в региональной системе.
Отчитываться станет проще
Министр образования рассказал и о плюсах, которые даст новая система управления сферой образования учителям школ.
Сегодня учителя не без оснований сетуют, что перегружены отчетностью. В системе предусмотрена возможность подготовки отчетности и аналитики, показателей учебного процесса. Будет формироваться портфолио ребенка и траектория его развития, в том числе индивидуальный образовательный маршрут. Не придется специально готовить информацию о том, сколько учеников в классе, – сколько из них девочек, мальчиков, какой они учат иностранный язык, какие кружки посещают. Эти данные в обобщенном виде будут доступны и районным отделениям образования и минобру. Министерство образования сможет отслеживать выполнение учебных планов и программ, передвижение учеников из класса в класс. У каждого ребенка будет личный кабинет, рейтинговый балл, средний балл в классе, диаграмма активности ученика.
Образовательное ведомство сможет отслеживать общие ключевые параметры, необходимые для оценки качества обучения: прохождение программы детьми, их успеваемость в любом разрезе, средние баллы. Можно будет мониторить динамику успеваемости в целом по школе. Еженедельный отчет будет формироваться автоматически, учителям не нужно будет готовить его вручную. Это будет картинка в реальном времени. Например, можно будет провести сравнительный анализ, как дети выполнили одну и ту же контрольную по одному предмету в разных школах. Будет понятно, насколько успешно ученики справились в целом с работой, а личные результаты детей минобру при этом не будут недоступны. Это позволит оценить качество образования в разных школах. Это крайне важно, так как одна из основных задач нацпроекта – войти в десятку лучших стран по общему образованию, – отметил министр.
Не стоит бояться за безопасность персональных данных. Информация о конкретном ученике и его родителях будет доступна только в конкретной школе. Храниться информация будет не на коммерческом сервере какой-либо компании, а в государственном центре обработки данных.
Плюс новая система имеет возможность вводить данные аттестатов выпускников в федеральную информационную систему. Сейчас эти данные вносятся туда вручную. Наша система будет иметь модуль автоматической выгрузки в федеральную информационную систему.
Между тем
На разработку и внедрение «Автоматизированной системы управления сферой образования Нижегородской области» будет потрачено 35 миллионов рублей. Стоимость контракта кажется большой, но с учетом того, что в области более 900 школ и филиалов, цена внедрения и разработки для каждой конкретной школы будет от 35 до 40 тысяч рублей.
В тему
Школьный этап Всероссийской олимпиады будет проходить на платформе образовательного центра «Сириус» в дистанционном формате. Результаты олимпиады будут видны в нашей региональной системе.
Цифры
По данным регионального минобра, образовательными платформами с наибольшим охватом обучающихся во время дистанционки были Российская электронная школа (РЭШ) (102 864 ученика и 10 256 учителей), ЯКласс (69 718 учеников и 5501 учитель), Фоксфорд (51 867 учеников и 5051 учитель), мобильное электронное образование (МЭО) (39 805 учеников и 2952 учителя), платформа новой школы Сбербанк (на ней зарегистрировано 36 162 ученика и 4016 учителей) и Яндекс.Учебник (34 755 ученика и 2492 учителя).
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.