В нижегородской опере завершился 71-й театральный сезон. Творческие коллективы и производственные цеха театра уходят в отпуск до 8 августа. Но работа кипит до последней минуты…
Новый «Сусанин»
Сейчас театр готовит очередную постановку глинкинского «Ивана Сусанина» (с текстом Сергея Городецкого). Обновленная постановка, приуроченная ко Дню народного единства, должна прозвучать напоминанием о нижегородцах Минине и Пожарском, чей бессмертный подвиг непосредственно связан с изложенными в опере историческими событиями. Шестое сценическое воплощение «Сусанина» в нижегородском театре (1940, 1950, 1954, 1971, 1988 гг.) осуществляют дирижер-постановщик, главный дирижер театра Евгений Шейко, режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств Белоруссии, заслуженный артист России Отар Дадишкилиани, художник-постановщик Евгений Спекторов и главный хормейстер – Эдуард Пастухов. В заглавной роли выступят народный артист России Владимир Ермаков, Александр Сильчук, Александр Царевский. Антониду исполнят заслуженная артистка России Алла Проволоцкая и Елена Мосолова; Собинина – заслуженный артист России Михаил Ларин и Сергей Перминов; Ваню – лауреат всероссийского конкурса Татьяна Гарькушова, Александра Шароватова.
В истории Нижегородского оперного театра есть значительные события, связанные с «Иваном Сусаниным». 22 июня 1941 года «Сусанин» был дневным спектаклем, и до того как по радио прозвучало правительственное сообщение о нападении на Советский Союз гитлеровской Германии, прошло первое действие оперы. Однако представление не прекратилось, и третий акт был встречен публикой с особым подъемом.
В 1988 году Горьковский оперный театр впервые осуществил постановку «Ивана Сусанина» на родине Сусанина в Костроме, посвятив спектакль 375-летию подвига героя. Представление состоялось на площади перед Троицким собором, а естественными декорациями послужили крепостные стены, соборы с золочеными куполами и высокая колокольня Ипатьевского монастыря.
Новые спектакли
Одновременно с обновленным сценическим воплощением «Ивана Сусанина» движется «внеплановая» постановка опер Рахманинова «Скупой рыцарь» и впервые в театре - «Колокольчика» Доницетти. В качестве режиссера-постановщика задействован профессор Нижегородской государственной консерватории Владимир Агабабов, дирижер- постановщик – Роман Демидов (выступающий в данном амплуа впервые), хормейстер – Ольга Костылева. В «Колокольчике» зрителям будет представлена молодежь театра: Ульяна Старкова, Сергей Коблов и Николай Печенкин, Михаил Наумов, Алексей Доронин. В главных партиях в «Скупом рыцаре» выступят народный артист России Владимир Бусыгин (Барон); Сергей Перминов и Алексей Куколин (Альбер); Дмитрий Маркелов и Михаил Наумов (Иван); заслуженный артист Чувашии Геннадий Кораблев, заслуженный артист России Дмитрий Суханов, Сергей Коблов (Герцог); заслуженный артист Азербайджана Иван Сазонов и Алексей Доронин (Ростовщик). Закрытая сдача спектаклей уже состоялась.
Новый сезон с балетом
Новый, 72-й сезон откроется 29 сентября «Евгением Онегиным» Чайковского, а 30-го состоится балетный спектакль «Спящая красавица». Руководство театра успокаивает зрителей, взволнованных информацией о сложной ситуации в балете театра. Даже если уволятся подавшие заявления об уходе артисты, в балетной труппе останется 35 человек. Все они имеют прекрасную школу и способны исполнять большой балетный репертуар, включающий сегодня 14 спектаклей. Действительно, после того, как от участия в спектаклях освободили артистов балета, сорвавших аншлаговое представление «Спящей красавицы», все балеты текущего репертуара были исполнены без их участия. Кстати, интересной обещает быть балетная программа фестиваля «Болдинская осень» (но это пока сюрприз).
Юбилей
31 июля народному артисту России, лауреату Пушкинской премии и премии Собольщикова-Самарина Владимиру Николаевичу Ермакову исполняется 60 лет. Его имя хорошо известно профессионалам и широкой публике не только в Нижнем Новгороде и в России, но и за рубежом.
«Народный артист России Владимир Ермаков обладает уникальным по силе, богатству тембровых красок и широте диапазона басом-баритоном, позволяющим ему петь не только чисто баритоновые партии, но и басовые. Он очень артистичен, красив, эмоционален и чувствует себя совершенно свободно в условиях сценического действия» (Н. Благовидова).
В обширном репертуаре артиста - вершины вокально-драматического искусства: Курлятьев («Чародейка»), Галицкий («Князь Игорь»), Амонасро («Аида»), Ренато («Бал-маскарад»), Яго («Отелло»), Тонио («Паяцы»), Тельрамунд («Лоэнгрин»), заглавные партии в операх «Риголетто», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Мазепа», «Демон», «Алеко» и многие другие.
Окончив в 1972 году вокальный факультет МГМПИ им. Гнесиных, Ермаков работал в Санкт-Петербургском Мариинском театре оперы и балета, Московском Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Большом театре России, Одесском, Белорусском, Чебоксарском оперных театрах. Приглашался для участия в спектаклях и постановках практически всех театров России. Ермаков – участник престижных международных фестивалей, он много и успешно гастролирует, рядом телеканалов записаны оперные спектакли с его участием.
Мария ФЕДОТОВА.