Словно какой-то рок довлеет над Девятым Сахаровским фестивалем. Замены следуют одна за другой: не смогли приехать Мстислав Ростропович и Марта Аргерих, в заключительном концерте вместо Владимира Третьякова будет солировать Дмитрий Коган. На этом фоне выступление 7 июля квартета имени Бородина в измененном составе (вместо серьезно заболевшего Валентина Берлинского партию виолончели играл Александр Рудин) может показаться пустяком.
Но вот два фундаментальных факта: квартет существует уже 62-й год, и все это время его бессменным участником и руководителем является Валентин Александрович Берлинский. Не умаляя заслуг остальных участников коллектива, именно благодаря ему ансамбль блистательно выступает в течение такого беспрецедентно долгого времени.
Разумеется, за это время состав ансамбля менялся. Последнее серьезное изменение произошло в 1995 году. Последствия такой "операции" для столь сложного организма как квартет Бородина невозможно описать музыкальными терминами; это из области научной фантастики, конкретно - из "Головы профессора Доуэля". Там, если помните, к голове одного человека гений хирург пришивал тело другого. Постоянные слушатели помнят в концертах 1995 года некую легкую нескоординированность намерений (что впоследствии, конечно, исчезло). Только что мы были свидетелями обратной операции ("удаления головы"). И концерт прошел с большим и заслуженным успехом! Случись такое в мире медицины, шуму было бы на всю планету. Однако медицина медициной, а музыка музыкой. Что, собственно, произошло? На уровне фактов - действительно ничего особенного: вместо одного виолончелиста на сцену вышел другой. Реально - произошло музыкальное чудо, и это стоит осознать.
"Фирменный знак" бородинцев - их неповторимая атмосфера взаимопонимания. Как она создается и сохраняется десятилетиями - это тайна Валентина Берлинского. Атмосфера! Самая хрупкая и скоропортящаяся вещь на свете. Ее даже описать очень трудно. Задача Алкесандра Рудина была куда сложнее: как войти в эту атмосферу? А войдя в нее, не разрушить, но попытаться обогатить,
да еще и в неправдоподобно короткий срок (что такое две недели по сравнению с возрастом коллектива?), и он великолепно с ней справился. Это тем более неожиданно, так как мы знаем Александра Рудина как яркого солиста и дирижера, то есть артиста, привыкшего быть на первых ролях.
Возможно, одна из причин его успеха в ансамбле и заключается в том, что он сумел сознательно "не быть" ни солистом, ни руководителем, ни "главой", какой бы из квартетов Шостаковича не игрался - монументальный Второй, лиричный Четвертый, трагический Восьмой... Ну, а еще одна, разумеется, скрыта в постоянном настрое Рубена Агороняна, Андрея Абраменкова и Игоря Найдина сохранить ауру уникального ансамбля. "Я всегда помню студенческую клятву, - говорит второй скрипач Андрей Абраменков, - которую дали участники первого состава ансамбля: "Квартет имени Бородина должен существовать вечно". На первый взгляд клятва может показаться по-студенчески наивной, будучи произнесена на 60-летнем юбилее ансамбля - остроумной, а после описанного концерта вызывает почти мистическое чувство - а ведь работает!
Илья БЛИНОВ.