Ее улыбка – символ Победы! Ольга Николаевна Седова старалась накормить всех

Ее улыбка – символ Победы! Ольга Николаевна Седова старалась накормить всех

Всего четыре месяца не дожила до своего столетия ветеран Великой Отечественной войны, защитница Ленинграда, человек мирной, в то же время очень нужной на фронте профессии повара. Ольга Николаевна Седова – человек-легенда города Лукоянова. Яркая, бодрая, с неизменной улыбкой. Земляки ласково называли ее «Наша улыбка Победы».

Во время Великой Отечественной войны Ольга Николаевна служила поваром 118-го отдельного истребительно-противотанкового батальона 378-й стрелковой Краснознамённой дивизии. В ее фронтовой биографии немало драматичных страниц. И мне как журналисту во время наших частых встреч доводилось слушать рассказы этой обаятельной женщины. Одной из первых она узнавала о потерях. Раз приготовила обед на двести человек, а из боя вернулись только пятьдесят… Не раз, несмотря на запреты устава,  кормила встреченных женщин, стариков, детей, спасая их от голодной смерти. 

С ножом и поварешкой, с добрым словом да с горячей похлебкой, необходимыми бойцам не меньше, чем пулемет и винтовка, дошла она до Германии. Награждена орденом Отечественной войны II степени и боевыми медалями: «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в ВОВ».

Ольга Николаевна говорила, что на фронте ее спасала вера в Бога, молитва.

– Мой дед по отцовской линии, доживший до ста трех лет, был священником, – вспоминала ветеран, – и на фронте я мысленно обращалась к Господу, просила, чтобы осталась жива. – В нашем дивизионе были только две девушки: я и санитарка Шура. Мы с ней очень сдружились, помогали друг другу во всем. Однажды попали под обстрел, спасались около полевой кухни. Я заметила небольшую ямку и решила укрыться в ней. Шура прыгнула следом, но была убита. Ситуация складывалась критическая. Подтянула погибшую подругу за гимнастерку к себе, взяла ее наган, поднесла к виску, памятуя о приказе командования - живыми не сдаваться. Так и замерла, пока бой не закончился.

Ветеран любила вспоминать встречу с маршалом Жуковым. Во время движения военной колонны она увидела у дороги генерала. Он поднял руку – все остановились. Поинтересовался, кто повар, очень обрадовался, что со мной все в порядке. И предсказал: «Жива будешь до конца войны!». Чуть позже однополчане пояснили, что разорвавшимся снарядом убило повара (думали, что нашего), а разговаривал со мной сам Георгий Константинович Жуков. 

Самым радостным событием в своей жизни Ольга Николаевна считала день, когда объявили новость о долгожданной Победе.

– В Германии расквартировались в большом доме. Спать легли одетыми – так было положено. Вдруг услышали шум во дворе. Думали, что немцы. Выбежали, а это девушки из санбатальона празднуют Победу. Радость наша не знала границ: слава Богу, дожили, мы живы!

Вскоре Ольгу Николаевну направили в Польшу, а оттуда уже на родину. И потом, после войны, она с удовольствием встречалась со школьниками, при каждой встрече угощала их пирожками и конфетами...

В этом году 9 Мая впервые прошло без Ольги Николаевны Седовой. Детей у нее не было. Племянники передали в Лукояновский краеведческий музей ордена и медали. А также парадный костюм с белоснежным отложным воротничком. Нет с нами ветерана, но на главной площади города висит баннер с ее портретом. С фотографии смотрит на нас такая родная живая Ольга Николаевна. Улыбка Победы!

Лариса Стешина.

Следите за нашими новостями в удобном формате