Нижегородцы накопили долги за содержание и обслуживание жилья

Нижегородцы накопили долги за содержание и обслуживание жилья

Нижегородка Ольга несколько лет назад решила не платить за ЖКХ. По ее словам, непонятно, за какие такие услуги управляющая компания берет практически три тысячи рублей за содержание и ремонт, но даже полы в подъезде не моет. За три года (это срок исковой давности) долг составил внушительную сумму.

Работы не видно

– Я не считаю, что поступаю плохо, когда не плачу за жилищно-коммунальные услуги, – убеждена нижегородка. – Пусть управляющая компания докажет в суде, что услуги ею действительно оказаны, тогда я заплачу.

Суда Ольга дождалась. И надо сказать, что выиграла его. Из более 100 тысяч рублей, которые ДУК ей предъявила, наша героиня заплатила всего 20 тысяч рублей. Остальную сумму суд решил недоказанной.

Правда, радовалась Ольга недолго: в ту же ночь у нее сгорел автомобиль. И нижегородка уехала из злополучной многоэтажки, купив себе небольшой дом на окраине Нижнего Новгорода. Теперь, по ее словам, жилищно-коммунальные расходы у нее стали значительно ниже.

– Как правило, жителям заметно проведение работ декоративного характера, например, штукатурно-покрасочных. Большой объём работ, связанный с осмотрами, диагностикой и ремонтом внутридомовых коммуникаций остаётся скрытым для жителей, – объясняют в пресс-службе домоуправляющих компаний Нижегородского, Советского, Приокского, Канавинского, Московского районов Нижнего Новгорода.

Там отмечают, что самые безответственные в плане неплатежей – это обеспеченные жильцы. Пенсионеры платят своевременно и регулярно. В пандемию оказалось немало и тех, кто потерял работу или у кого снизился доход. На это ссылаются около 30 процентов должников, число которых увеличилось.

Приоритеты поменялись

По данным пресс-службы пяти крупнейших домоуправляющих компаний Нижнего Новгорода, до 10 числа месяца следующего за расчетным квитанции за жилищные услуги оплачивают около 60 процентов жильцов.

– На текущий момент около 10 процентов жителей имеют задолженность за жилищно-коммунальные услуги, – сообщил пресс-секретарь Ассоциации домоуправляющих компаний Михаил Песин. – В апреле количество должников увеличилось на 13 процентов. С мая идет постепенное снижение данного показателя.

По его словам, самой частой причиной неплатежей жители называют потерю работы или снижение дохода. А также изменение приоритета в пользу оплаты кредитов и других обязательств.

Сохраняется с апреля этого года тенденция к снижению собираемости платежа за жилищно-коммунальные услуги у домоуправляющей компании Сормовского района.  Из 60 тысяч лицевых счетов, которые располагаются в зоне ее обслуживания, без оплаты остаются девять процентов.

– Количество должников за 6 месяцев выросло более чем на 6 процентов, – рассказала заместитель директора по финансовым вопросам Светлана Самолюк. – Среди неплательщиков есть как малообеспеченные потребители, так и состоятельные люди.

По ее словам, в число неплательщиков попали даже те, кто раньше исправно оплачивал услуги.

Мораторий – не панацея

На вопрос, как сказываются неплатежи должников на остальных жителях многоэтажек, замдиректора ДК Сормовского района ответила, что имеющаяся задолженность не влияет на изменение размера платы. Однако компания вынуждена сокращать расходы и текущий ремонт проводить не в полном объеме.

– Изменение размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме происходит в соответствии с условиями договора управления или договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и устанавливается на срок один год, – сообщила Светлана Самолюк.

Она предупредила, что несмотря на то что штрафы и пени с должников до первого января 2021 года не взыскиваются, после этой даты они вернутся в квитанции. И тогда сумма будет внушительной.

– Придется заплатить и сам долг, и все начисленные пени, – говорит финансист. – Кроме того, если после введенного до 1 января 2021 года моратория на штрафные санкции по накопленным долгам жители не приведут коммунальные счета в порядок и не выплатят всю  задолженность, то их могут ждать ограничения подачи коммунальных услуг (горячей воды, электричества, водоотведения).

Как рассказали и в ДУКе Сормовского района, и в других домоуправляющих компаниях, они напоминают должникам о своей задолженности как по телефону, так и рассылкой уведомлений. А с жильцов, которые принципиально не хотят платить, взыскивают долги через суд.

– Судебные приставы не приостанавливали свою работу, и по возбужденным исполнительным производствам на основании судебных приказов и решений удерживают деньги с банковских счетов, накладывают арест на имущество граждан, – сказала Светлана Самолюк.

Также в ближайшее время планируется передавать информацию о непогашенной задолженности в Бюро кредитных историй.

Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате