Во многих из 23 школ Воскресенского района учатся ребята из близлежащих деревень, порой, по 5 - 7 человек в классе. Некоторые предметы, такие как музыка, физкультура, технология или ОБЖ, ведутся одновременно для больших и маленьких. Но жизнь там, как правило, налажена и порядок определен. С введением подушевого финансирования, когда денег школе дается строго на количество детей, средств на развитие и даже существование, естественно, хватать не будет.
Демографическая тревога
Глубинка живет своей жизнью, и, несмотря на демографические спады, каждый год определенное количество детей приходит 1 сентября в образовательные учреждения. Так случилось и в этом году в столетней Докукинской школе, в которой отучилось все ныне живущее население села от мала до велика. Только вот стали опасаться жители и учителя, не закроется ли от безденежья этот важный для всех культурный объект.
Беседа с начальником управления образования района Владимиром Сычевым прошла в спокойных тонах, но не без доли тревоги. Решение по школьной оптимизации, принятое в регионах страны, как считают на селе, не может автоматически решить судьбу той или иной школы. Негативный опыт повального закрытия детсадов, помните, уже был. Чтобы не лишить села образованных людей и вообще народонаселения, надо оглядеться внимательно, определить, кто там учится и будет учиться, что за коллективы работают там и куда пойдут освобождающиеся учителя.
Оптимизация с приближением
Светлана Голышева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Докукинской основной общеобразовательной школы, высказывает свои соображения:
- Планировалось сделать школу из девятилетки начальной. А учеников с 5-го по 11-й класс возить в соседнюю Галибихинскую. У нас сейчас 45 детей, и придется покупать автобус. А дорога у нас никакая, даже рейсовый автобус не может ходить. У меня самой двое детей-учеников, и я бы не хотела отпускать их так далеко. Я хочу, чтобы они смогли поступать в вузы наравне с другими. И не думаю, что в нашей школе невозможно организовать хорошее образование - коллектив работоспособный, готовый работать по-современному. Первоклассники подрастают в Сухоборке, Докукине, Сысуеве. В школе есть компьютеры, классы можно было бы еще оборудовать, улучшить материальную базу. Мы каждый год вместе с родителями подновляем здание. Последние пять лет наши выпускники получают аттестаты с отличием, поступают в средние учебные заведения и институты. Учителя у нас опытные, мы развиваемся, самообразовываемся. Наш коллектив и все Докукино просит сохранить эту историческую школу.
Помнить цель
- Мы не торопимся с решениями, - поясняет Владмир Сычев. - Сами видите, какие у нас дороги. Прежде надо все организовать, например автотранспортное предприятие, которое было бы обеспечено автобусами, запчастями и горюче-смазочными материалами. Без этого, я считаю, никакой оптимизации не получится. Расстояния у нас большие, дорога идет, как правило, через лес. А если ребята начнут сами ходить на учебу?
Во главу угла сейчас ставят качество образования, и это оправданно. Но мы не должны при этом забывать о людях, тем более о детях, о семьях. Хотелось бы, чтобы результат был виден и в другом. Переходя на нормативные классо-комплекты, улучшая качество образования, мы высвободим деньги на организацию специализированных автопредприятий. Давайте и коммуналку в сельской местности отделим, чтобы директора сельских школ не заботились заготовкой топлива. Пусть занимаются педагогикой.
Чтобы сохранить маленькую школу, нужно найти изюминку, что-то свое, что будет привлекать сюда ребят. В Галибихинской школе, например, открыты специализированные занятия музыкой по классу баяна, гитары. Есть планы по реконструкции стадиона. Из школы Докукина сюда изъявили желание перейти несколько ребят. Но пока дороги не будет, старейшая школа района, Докукинская, конечно останется. В ней учится стабильно полсотни детей. Можем ли мы их всех "перекинуть" в Галибиху? Самый большой автобус перевезет 22 - 23 школьника. Получается, что нужно два автобуса, тем более детей везут из разных направлений.
При всем давлении, которое, не скрою, на нас оказывает сама ситуация с финансированием, мы должны проводить оптимизацию самостоятельно и на местах. Программа перехода на подушевое финансирование осуществляется не в один день.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Кстати
- Сейчас 75 процентов финансов из областного бюджета нам еще дают, - говорит начальник управления образования Воскресенского района Владимир Сычев. - В следующем году будет только 50 процентов, в 2011 году уменьшится еще, станет 25, и только в 2012 году мы переходим конкретно на "подушевое" образование.