Жалоб населения на поставщиков газа становится все больше.Через две недели, 14 октября, в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области должны будут определить, насколько право ОАО "Нижегородская топливно-энергетическая компания", безоговорочно требуя от пользователей бытового газа договора на техническое обслуживание. С таким требованием, в частности, не согласны в Дивеевском районе, жители которого и обратились в ФАС, напуганные перспективой остаться без газа.
"Газовая ссора" произошла из-за того, что у жителей не были заключены договоры на внутридомовое газовое обслуживание (ВДГО). Напомним, что сейчас по закону каждый гражданин должен иметь договор ВДГО, "НН" уже рассказывали о возникающих конфликтах на этой почве. В принципе никто и не оспаривает, что эксплуатация газового оборудования, представляющего определенную опасность, должна находиться под контролем. Договор предполагает регулярную проверку колонок и плит, которая должна избавить жителей от непредвиденных аварий. Вопрос только в том, что потребителя практически лишили возможности выбрать ту организацию, которой он больше доверяет.
Именно так произошло в Дивееве. Местное МП "Дивеево райгаз" желало войти на рынок технического обслуживания внутридомового газового оборудования и самостоятельно заключило с населением договоры ВДГО. Руководству НТЭК не очень понравились действия конкурента, и она отказалась от заключения договора на поставку природного газа, найдя для этого подходящий предлог. Муниципальному предприятию и предстоит доказать, что поставщик природного топлива нарушает антимонопольное законодательство. Если прецедент будет создан, то это откроет дорогу на рынок весьма специфичных услуг и другим предприятиям.
Руководитель Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы Михаил Теодорович говорит, что с 1 июня по 28 сентября в НУ ФАС уже поступило 12 заявлений от физических и юридических лиц, оказывающих населению услуги по техническому обслуживанию ВДГО, на действия ОАО "НТЭК", ООО "НижегородЭнергоГазРасчет" и ОАО "Нижегородоблгаз". Жалобы продолжают поступать. В основном потребители жалуются на отказ поставщиков газа от заключения договоров на поставку топлива для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Налицо шантаж: без договора на обслуживание газа в квартире ждать не приходится. При этом газовики еще навязывают невыгодные условия договора. Жалобы указывают и на создание искусственных препятствий хозяйствующим субъектам при доступе на рынок технического обслуживания ВДГО. Потребители таким образом лишаются еще и права выбора поставщика услуг.
Впрочем, насколько обоснованны требования и самих потребителей, и конкурирующих фирм, станет ясно по результатам разбирательства антимонопольщиков.
Артем ЗАГОРОДНИЙ.