Выставочные площади нижегородского фотомузея и Центрального выставочного комплекса до 20 августа заняты огромной экспозицией Второго международного фестиваля "Волжское биеннале".
В фестивале приняли участие почти 300 авторов из множества городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, приславших более двух тысяч работ. После предварительного просмотра около 500 работ вошло в экспозицию Российского открытого конкурса (в ЦВК) и примерно столько же - в экспозицию Российского конкурса молодежи (в РМФ). В свою очередь среди "молодых" и "взрослых" фотографов прошли конкурсы в "художественной" и "репортажной" номинациях.
Также в рамках фестиваля проходит выставка отечественной фотографии "Нижний Новгород на рубеже XX века" (в гостинице "Никола Хаус") и сопутствующие мероприятия: открытые мастер-классы фотохудожников, конкурс мультимедийных проектов, просмотр портфолио и показ фильмов, сделанных на основе фотографий.
Организаторы проекта - комитет по культуре Нижегородской области, Нижегородский государственный русский музей фотографии, Союз художников России.
Сказать честно, не удалось заметить принципиальной разницы между работами "молодых" и "взрослых". Потому уместнее говорить не об отличительных особенностях фоторабот в зависимости от возраста, но об арт-фотографии и пресс-фотографии.
АРТ
Да здравствуют ретушь, работа со светом и фильтрами, тонирование и прочие ухищрения, превращающие просто фотографию в произведение искусства! Порой эксперименты уводят "творцов" достаточно далеко от собственно фото, так что снимок выглядит как темперная или пастельная живопись, компьютерная графика или вообще непонятно что. Тем не менее все выглядит очень красиво и нетривиально. "Просто" натюрмортов и пейзажей из разряда "птички-бабочки" нет и в помине: все стильно обработано, со вкусом подрисовано и концептуально продумано, а снимки, которых не коснулась технико-креативная фантазия, очень и очень художественны. Вспоминаю навскидку: философичный "Мир не равен самому себе" (Игорь и Ольга Улько, Анапа) сочетает прозу улицы и высокую поэзию академической классики, сияющие сокровища блошиного рынка (Алла Соловская, Москва) словно вынуты из раскопа скифской гробницы, "Анна" (Михаил Зыков, Москва) окутана кружевами моста, "Венеция" (Вадим Нардшин, Уфа) выплывает из эротического сна с масками, а пейзажики серии "7 утра. Ярославль" (Алексей Венгржновский, Москва) виднеются (как и полагается в семь утра) мутновато, сквозь полуприкрытые веки...
ПРЕСС
Пожалуй, репортаж - жанр все же более сложный чем арт-фото, потому что сображать и фотографировать нужно исключительно быстро ("ловить момент"). Колония строгого режима, призывной пункт, вытрезвитель и гарнизонная баня, промысловая путина, проводы Масленицы, праздничный Питер, Египет и Куба, падение в любовь и полет с трамплина, смерть рыцаря и кто как спит - множество самых разных вещей со всех уголков мира увидят посетители биеннале. В подавляющем большинстве репортажи выразительны, остроумны и захватывающи, порой - экстремальны.
Конечно, встречаются промежуточные варианты: например, "Помойка машин" нижегородца Дмитрия Маркова (отображающая известную автолюбителям услугу, мойку авто прямо на трассе бомжами и подростками) колоритна до типажности, а поистине голливудские улыбки "помойщиков" ставят их в один ряд с красавчиками-сталеварами от "Hugo Boss", так что каждый кадр прямо-таки просится на плакат.
И еще об одной серии. В "Бегунках" (Ярослав Скачков, Санкт-Петербург) "пойман момент" не событийный, но социальный.
Портреты вполне обыкновенных молодых парней снабжены кратким описанием причин, заставивших каждого из ребят пойти на крайнюю меру (оставить воинскую часть).
ФАКТ
Нижний Новгород - один из российских центров фотографического искусства. Здесь жили и работали Андрей Осипович Карелин и Максим Петрович Дмитриев. Здесь работает единственный в России "специализированный" фотомузей. В 2004 году в рамках федеральной целевой программы "Культура России" в Нижнем впервые прошел Международный фестиваль фотографии «Волжское биеннале-2004".
Мария ФЕДОТОВА.