Для своего времени это было одно из самых громких преступлений. Подумать только, за один 1990 год в Нижнем Новгороде было похищено 23 автомобиля. Все до единого - "Волги" марок ГАЗ-2410 и ГАЗ-3102. Некоторые из этих машин похищались в ходе разбойных нападений на водителей, другие - с мест парковок. Делалось это так: преступники вставляли линейку в замок дверцы, открывали ее и, попав в салон, заводили движок. На все про все у них уходило не больше минуты.
Ниточку потянули от таксиста
Вспоминает полковник милиции в отставке Сергей Малинин. В то время он работал в областном УВД в отделе уголовного розыска, занимавшемся раскрытием преступлений, связанных с хищением мото- и автотранспорта.
- Помню, звонит нам в отдел дежурный Автозаводского РУВД и рассказывает: "В Стригинском лесу к дереву был привязан таксист. Он отвязался, пришел к нам и сейчас рассказывает, что пассажиры на него накинули удавку, завезли в лес, где и оставили на произвол судьбы…" Наш отдел возглавлял опытнейший сыщик - Алексей Волошин. Он сразу же отправил к пострадавшему нашего сотрудника Александра Богомолова. В тот же день мы посадили таксиста в машину и стали возить по городу. И вдруг на автостоянке микрорайона Мещерское озеро он узнает своего обидчика по прозвищу Ваня Канавинский.
Ветеран оговаривается, что никто сразу не бросился задерживать Ваню, как это часто показывают в популярных милицейских сериалах. За ним установили длительное наблюдение. В течение трех недель служба, работающая исключительно в штатском, ходила незаметно за Ваней и выявила все его связи.
В режиме полной конспирации
- После этого Волошин собрал нас и объяснил, как мы будем действовать, - продолжает Сергей Малинин. - "Нам нужно одновременно провести свыше 60 задержаний и обысков, - рассказал Алексей Николаевич. - Я связался с командованием внутренних войск и попросил их нам помочь. Они будут и понятыми, и силовой поддержкой".
Все задействованные в операции сотрудники собрались в три часа ночи в здании областного УВД. Им выделили в помощь бойцов ОМОНа.
- Было лето, - поясняет Сергей Борисович. - Все было строжайше засекречено. Как соблюдался режим секретности, само по себе интересно. Нас собрали, провели инструктаж. Назначили старших групп из сотрудников управления уголовного розыска и каждому из них выдали по запечатанному конверту.
- Вскроете только по прибытии! - приказал Волошин. - У телефонных будок не останавливаться и никому не звонить!
В районных отделах внутренних дел каждую группу ждали исполнители. Они хорошо знали свои районы, поэтому лучше ориентировались в адресах.
- Только когда мы прибыли в райотделы, нам разрешили вскрыть конверты. Там были адреса - по два, три на каждую группу. И ордера на проведение задержаний и обысков за подписью прокурора. Взламывать двери мы не имели права. И ровно в пять утра пришла команда приступить к спецоперации!
В то утро оперативники задержали около 60 преступников. А при проведении обысков в их квартирах изъяли массу вещественных доказательств: оружие, аудио- и видеоаппаратуру, проходившую по старым нераскрытым уголовным делам. Все это они свезли в одно место и стали проверять на совершение преступлений.
В одной области служили, а в другой - воровали
Что выяснилось? Все 23 угнанные автомашины преступники перегнали в Тюменскую область.
- Когда задержанные рассказали, кому они сбывали похищенное, оказалось, что в преступную группу входят заместитель начальника приемника-распределителя Тюменского УВД Акберов, начальник регистрационно-эксплуатационного подразделения ГАИ Лапин, - констатирует Малинин. - Но что примечательно, действовали они под прикрытием заместителя начальника УВД Тюменской области. Это он позволял им ставить на учет похищенные машины.
Была сформирована группа, возглавил которую Алексей Волошин. В нее вошли офицеры нижегородской милиции: Владимир Кучерявый, Александр Богомолов, Владимир Тарасов, Станислав Янчук. Выехали они в Тюмень на служебной машине, чтобы приехать внезапно. А там созвонились с заместителем начальника УВД по оперативной работе, который был вне всяких подозрений. И тот тайно принял нижегородцев, разместив их в конспиративной квартире. Таким образом, тюменский зам по оперативной работе обеспечивал тайным гостям оперативное прикрытие.
"Расколоть" милиционера проще
Впоследствии, когда в Тюмени стали изымать машины, в этот город выехал нижегородский следователь.
- Меня оставили здесь, - вспоминает Малинин, - чтобы я встречал задержанных в Нижнем Новгороде. Первым встретил начальника Тюменского РЭПа капитана Лапина. Почему его взяли первым? Потому что через него прошли документы на все 23 похищенных в Нижнем автомобиля.
Вторым Владимир Тарасов доставил Акберова. Он был негласным лидером группы, которого побаивался даже заместитель начальника УВД. По характеру Акберов был очень властным. У него в Тюмени жили братья. Кроме автобизнеса Акберов занимался контрабандой драгоценных камней.
- С сотрудником милиции всегда легче беседовать на допросах, чем с обычным человеком, - объясняет Малинин. - Я нашел к нему пути подхода, и Акберов начал таять на глазах и во всем признаваться.
- А вы знаете, Владимир Евгеньевич, мы с вами могли улететь в Турцию, - во время допроса внезапно заявил Акберов Тарасову.
Малинин:
- Я сразу же спросил его: это как?
Но Тарасов и сам все понял. Он вспомнил двух азербайджанцев, с которыми Акберов перемигивался в самолете, когда конвоировал в Нижний.
Потом Акберов объяснил:
- А так. По интеллигентному виду Тарасова я понял, что он бить меня не будет. Поэтому мы с земляками отказались от мысли захватить самолет и улететь в Турцию…
- Ты на что намекаешь?
- На то, что у меня есть деньги. И я могу вам хорошо заплатить, если выпустите на свободу…
От драгоценностей до наркоты
Естественно, после такого заявления нижегородцы стали отрабатывать Акберова по полной программе. И выяснили, что тот помимо криминального автобизнеса занимался еще и контрабандой драгоценных камней. Более того, был связан даже с афганским наркотрафиком.
Акберов отсидел срок, который определил ему суд, и вернулся в Тюмень, где вскоре умер.
- Я подозреваю, что его отравили свои: слишком много знал, - говорит Малинин. - Еще с чем мы столкнулись в Тюмени? Ворованные машины покупали, казалось бы, очень уважаемые люди. Например, начальница строительного управления по прозвищу Шахиня. Эта дама вся была в бриллиантах. Такая вальяжная, она просто не являлась на допросы.
Когда нижегородские милиционеры просили тюменских коллег пригласить ее на допрос в свое УВД, никто не захотел с нею связываться. Пришлось нижегородцам прибегнуть к принудительному доставлению на допрос.
И все-таки по уголовному делу Шахиня прошла косвенно: обе машины она сдала, хотя и пыталась их спрятать. Но нижегородцы вынудили ее отдать краденое.
- Мы смогли решить этот вопрос только через Москву, - усмехается полковник. - Зная, что в Тюмени она многим влиятельным людям что-то построила и они от нее зависели, мы вышли на столичных руководителей Шахини. И это сработало. Шахиня выдала нам две машины ГАЗ-3102, которые приобрела у преступников. После этого уголовное дело в отношении этой дамы было выделено в отдельное производство, да так и затихло.