Завершились Святки. Это две недели между Сочельником и Крещением: время специальных игр и ритуалов, колядований и гаданий, особых угощений и, конечно, удивительных историй, многие из которых произошли «на самом деле».
Россыпь таких историй, называемых быличками, недавно поведала мне Татьяна Татаринова – нижегородский музыковед, фольклорист, доцент кафедры теории музыки Нижегородской консерватории. В детстве ее подпитывала удивительными рассказами бабушка, а в осознанном возрасте Татьяна Леонидовна стала исследовать традиционную культуру профессионально.
Суженый приходит ужинать
– Татьяна Леонидовна, говорят, что многие гадания, если проводить их в Святки, правдивые. Так ли это?
– Расскажу вам две истории. Судите сами. Как-то моя бабушка, тогда незамужняя девушка, под Рождество решила погадать на суженого-ряженого. Для этого требовалось, как говорили бабки, помыть пол от окна к двери, причем делать это в потемках, при свечке, не оглядываться, и чтобы дома никого в это время не было. А как только закончишь эту работу – надо открыть дверь, и за дверью, в сумерках, увидишь облик своего суженого.
Итак, канун Рождества, все ушли... «Мою, мою пол, – рассказывала бабушка, – помыла, поднимаюсь, открываю дверь – а там мой Сашка стоит!».
Сашка – это мой дедушка, за которого она в итоге вышла замуж. В тот вечер он пришел звать ее на гулянье, на колядки.
У меня тоже произошло интересное событие. В 1991 году мы, студенты музыковедческого факультета Нижегородской консерватории, вместе с профессором Ниной Бордюг снимали фильм по святочным обрядам. Съемки проходили зимой, в музее на Щелоковском хуторе, в одной из изб. Снимали гадание на кольцах, где ведущая одно за другим вынимала колечки участниц и говорила, кому в этом году суждено замуж выйти. И вроде бы всё подготовили: песенки выучили, реплики сформулировали, кто за кем идет – запомнили. Но все равно каждый раз последние слова импровизировались. И вот, когда мы записывали этот обряд, вытаскивает ведущая мое – последнее – колечко, и вдруг, вытаращивая глаза, говорит: «А этому фанту об этом годе замуж идти, за милого-пригожего, да в дальнюю деревню!». Все засмеялись: как ловко сымпровизировала в деревенском стиле! Но что бы вы думали? Недели через три я знакомлюсь в церкви, на клиросе, со своим будущим мужем-семинаристом. Таким милым, пригожим… Весной мы сосватались, летом расписались и повенчались, а вскоре он рукоположился – и его отправляют служить в дальнюю деревню! Так и уехали.
– И чем объяснить это? Неужели только совпадениями?
– Я не думаю, что это простые совпадения. Конечно же, тонкий духовный мир существует, и он открывается тем, кто воспринимает его всерьез. Людям закрытым духовный мир не откроется. Или откроется очень специфично, так что они придут в ужас. Как, например, произошло в истории о стоянии Зои – девушки, «пригласившей на танец» икону Николая Чудотворца и простоявшей в обнимку с иконой, в каменном оцепенении, больше четырех месяцев.
– Получается, если веришь в тонкий мир, нужно соблюдать и его правила?
– В общем, да. Например, в канун праздника нельзя мыться, стирать, работать. Нужно посвящать себя мыслям о чем-то высоком, иначе нехорошо будет. У меня самой была история в канун Петрова дня. Я забыла, что грядет праздничный день, и затеяла огромную стирку. Это летний праздник, посередине июля: солнечный, жаркий день, стирки накопилось много, ребенок был еще маленький. Вешаю последнюю пеленку – и спохватываюсь: сегодня же Петров день, что я наделала! И на следующее утро заболеваю жуткой ангиной, с температурой под сорок, с бредом. Хотя ничего холодного не пила. С тех пор, конечно, слежу за такими вещами…
И уважать себя заставят
– И это «работает» не только в деревнях «у бабушек», но и в городе всё что угодно может произойти?
– Конечно, тонкий мир – он ведь везде. Расскажу еще одну историю, которую поведала нам, студентам, коммунист со стажем, педагог консерватории, преподававшая историю КПСС. У нее была коллега по Горьковскому обкому партии, одинокая женщина. Все дни она проводила на работе, питалась в столовой, а дома в холодильнике держала лакомства для перекуса: сливочное масло, икру, сухую колбаску. Как-то раз так вышло, что холодильник был пуст. Пришла вечером с работы, села пить чай с пряниками, купленными по пути, – и вдруг слышит голос из-под стола: «Чай с пряниками попиваешь? А нас кормить перестала? Смотри, пожалеешь!».
Этот голос звучал раз от разу, повторяя прежние слова. Пошла женщина к врачу провериться насчет переутомления; рассказать правду она не могла, иначе наверняка оказалась бы в психбольнице. Врач отправила ее в Дом отдыха на неделю. Вернулась хозяйка домой – и снова услышала угрожающий голос, а затем увидела две фигуры: маленького росточка с седыми всклокоченными волосами, старческими личиками и совершенно голые. Они с диким хохотом выскочили из-под стола и юркнули в шкафчик под мойкой. Хозяйка вскочила, рванулась за ними – но обнаружила лишь пустое ведро.
Наконец, решилась намеками, косвенными фразами разузнать что-нибудь у соседки.
Соседка сказала, что таких в деревне лизунами называют – домовых, которые очень уважают вкусную еду. После особенно лакомой еды эти сущности от обычной пищи отказываются и, не получая полюбившихся угощений, начинают мстить хозяевам. Видимо, они привыкли в холодильнике как-то по-своему хозяйничать, а продуктов раз – и не оказалось. Вот и рассердились.
Напуганная женщина попросилась переночевать у соседки, а утром они вместе пришли в квартиру. На кухне парочка домовых резвилась в диком танце, сшибая посуду и роняя табуретки. Завидев хозяйку, они растворились в воздухе. «Ты видела?» – спросила хозяйка. – «Конечно, лизуны, – ответила соседка. Не кормишь, как раньше, вот и озоруют». «А я не хочу их кормить. Пусть уходят!» – пошла на принцип хозяйка. Соседка не советовала так поступать и предположила, что дальше будет только хуже.
Да, дальше было хуже... В один вечер оказались разбитыми горшки с цветами, земля валялась по всему полу. В другой вечер была испорчена дорогая одежда, сорваны со стен обои. В итоге пришлось героине этой истории уехать в другое место. Там уже жилось спокойно. А соседка таки вызвала батюшку. Тот почитал чин освящения, покропил святой водой, покурил ладаном. Все пропало. Новые жильцы не жаловались.
– Про лизунов не слышала, а вот про домовых, банников, леших – историй ходит много…
– А про Полуденницу слышать доводилось? Деткам родители да бабушки наказывают строго-настрого: в полдень не ходить в поле, сидеть дома и из тенечка не отлучаться. А иные убегут в поле на солнце печься. Тут Полуденница и покажется. Играют детки, а она идет, вся в белом, серпок в руке держит, подойдет незаметно, неслышно – и тюк по башочке одного, а то и другого. И всё тут! Родные ищут у дома, а озорники лежат в поле. Бывает, отойдут, отдышатся. А то и Полуденница с собой уведет!
Неспроста крестьяне с рассвета и до полудня работали, днем отдыхали, и затем уже ближе к вечеру выходили работать на усады, где овощи посажены.
Чтоб среда не одичала
– Татьяна Леонидовна, так что же, все сущности опасны для человека?
– Необязательно. Бабушка объясняла, что многие сущности располагаются к человеку, когда человек уважительно учитывает их существование. Например, в лес ходить надо с почтением и с подарками Хозяину – так бабушка называла лешего. Что ему приносить? «Яйцо вкрутую, – говорила бабушка. – Никто ему в лесу-то не сварит яичка! Тряпочку красивую подать, огурчиков солененьких, колбаски краковской положить на пенек». Брали с собой поесть и делились с Хозяином, «а то и грибков не покажет».
Домовой любит, когда человек следит за домом, огород в порядке содержит и не дает ему сорняком зарастать, домовых прикармливает. Кстати, обратите внимание, как землю диким бурьяном затягивает, даже в городе. В ответ на пренебрежение со стороны человека земля начинает дичать. Не стало в людях уважения к месту обитания! Мы не прикладываем никаких усилий для того, чтобы облагородить ее, считаем, что это «кто-то другой» должен сделать. А я помню, как бабушка вскапывала землю рядом с домом, сажала цветочки. Некоторые, преимущественно пожилые женщины, до сих пор разбивают палисадники под окнами многоэтажек.
А реки как зарастают, иссякают источники! Раньше к водной стихии относились с уважением, чистили реки от грязи и песка, боялись русалок и водяных и старались им угодить, как-то задобрить. Вот, кстати, еще один интересный факт из жизни деревни моей бабушки. Сейчас там есть сразу два колодца – старый маленький и новый побольше. А когда-то старый колодец был один. Мужики его периодически чистили, но в какой-то момент заленились. Стал колодец зарастать тиной, вода испортилась. «Колодезный ушел. Обиделся!» – говорила бабушка.
- А кто это такой, колодезный?
– Это водяник, который отвечает за колодец. А обиделся потому, что раньше чистили и серебро клали, серебряные монетки. А тут перестали. Подняла бабушка мужичков чистить. «Да что тут чистить, – говорят мужички, мы лучше новый поставим!» Притащили огромную бетонную трубу, врыли и новый колодец сделали. А новый колодец – представляете? – тоже зарос, практически мгновенно. «Вот, – говорит бабушка, – всё вы не по правилам делаете!». Заставила чистить. Пришлось лезть мужикам в сруб, спускать воду, обскабливать сухой колодец. Отдраили добела. Потом нашли проток, его тоже вычистили, положили монетки, правда, уже не серебряные, а советскую мелочь. Но вода пошла, отстоялась, снова стало можно пить. И новый колодец тоже очистился.
Записала Мария Федотова. Фото Ариэля Ганелина.
На фото: Татьяна Татаринова - нижегородский музыковед, фольклорист, доцент кафедры теории музыки нижегородской консерватории.