Мошенники, как известно, народ изворотливый, и даже при задержании с поличным правоохранителям бывает трудно доказать их вину. Ведь в большинстве случаев жертвы добровольно отдают им свои деньги. И недавний случай в нижегородской полиции своего рода нонсенс: 44-летний мошенник с вещами явился в дежурную часть, чтобы добровольно сдаться в руки правосудия.
Новые схемы в придачу к старым
Он признался в семи эпизодах мошенничества на общую сумму более 100 тысяч рублей. Как оказалось, прошлым летом освободился из мест лишения свободы, где отбывал наказание за имущественные преступления. Однако и после этого продолжил зарабатывать на жизнь, обманывая честных граждан. В течение четырех месяцев размещал на сайте «Авито» объявления о продаже пиломатериалов с доставкой. После получения оплаты от потенциальных покупателей на банковскую карту аферист-рецидивист переставал выходить на связь.
– Телефонное мошенничество достигло апогея, – сетует начальник УМВД России по Нижнему Новгороду полковник полиции Андрей Басов. – Аферисты постоянно находят новые способы обмана, и мы в очередной раз напоминаем нижегородцам, безопасность ваших денежных средств – в ваших руках…
Клюют, однако...
Виртуозность мошенников не знает предела. Они могут позвонить в любое время суток, застают вас врасплох и ловят на ожидании, представляются кем угодно, но в итоге разговор сводится к одному, банальному финалу – отнять у вас деньги.
– К сожалению, не так просто распознать обман, особенно по телефону, – говорит психолог Оксана Елизарова. – Все мошенники – отличные психологи, к тому же мастерски владеют специальными приемами. Используя актерский талант, они умеют говорить убедительно и терпеливо ждут «своего клиента» – звонят трем, десяти, ста абонентам, авось кто-то и клюнет. И ведь клюют…
Будьте внимательны
Чтобы сходу распознать афериста, советует психолог, обращайте внимание на характерные черты телефонных мошенников. Чаще всего это неграмотная речь. Ошибки в ударении, неправильное произношение, слова-паразиты, как правило, свидетельствуют о некачественном образовании и низком социальном статусе. С акцентом, говором, гэканьем и хэканьем или дефектом дикции серьезные банки в колл-центр не возьмут.
Кроме того, настоящий сотрудник колл-центра не будет проявлять агрессивную настойчивость, он будет терпеливо повторять вопрос и ждать, пока вы сообразите, предложит перезвонить позже. Мошенник же будет напирать и давить, не давая времени подумать, а разговор неминуемо сведется к банковской карте.
Как отсечь преступника
Существует несколько способов, как отсечь большую часть мошенников еще на стадии «Здравствуйте».
Во-первых, отбросьте амбиции и подумайте, какова вероятность, что именно вы кого-то можете спасти? Например, знакомый или родственник, попав в ДТП или СИЗО, вдруг вспомнит ваш номер на память и уверен, что уж вы-то точно дадите денег на спасение?
В этом же ключе – про принца из Великобритании или внезапно открывшееся после кончины американского дядюшки наследство. Можно даже попросить у собеседника денег в долг, чтобы самому прилететь за наследством – дело-то серьезное! Или выяснить, не рассказывали ли они про наследство другим родственникам, а то ведь у вас еще есть тетя Наташа в Урюпинске и золовка Ксения в деревне Березовка Рязанской области…
Можно начать ругать правительство, дороги, очереди в поликлинике и рост цен на сливочное масло… Жулика по-разному можно вывести из себя – заикайтесь, повторяйтесь, сходите попить воды, отпроситесь в туалет...
Обязательно успейте проанализировать ситуацию, которую вам навязывают. Если это лотерея, то зайдите на сайт той компании, если звонок из банка – знайте, они первые не звонят, если только предложить кредит. Так вам его уже предлагали в офисе банка… Если ошибочный платеж, то почему звонят не в банк, а вам лично?
Суровая действительность нашей жизни такова, что никто из ПФР, соцстраха, администраций и отделов госучреждений никогда не звонит сообщить, что вам положены выплаты и льготы.
Вас заманивают
Обратите внимание на список самых популярных тем для разговора у мошенников.
У вас заблокирована карточка, и далее с неким нажимом – я могу либо сейчас по-хорошему все сделать, либо потом стойте в очередях месяц.
Ошибочно перевели крупную сумму денег (положили на телефон, кредит и т.п.) – человек говорит сбивчиво, эмоционально, просит помочь, потому что нет лишних денег повторить платеж.
Положен выигрыш, дивиденды – вы ведь отдавали свой ваучер в таком-то году в такую-то компанию (покупали в прошлом январе в «Пятерочке»), вот и пришло время получить ваши миллионы, только сначала надо оплатить обслуживание счета.
Положена социальная выплата, но только не говорите никому, пенсионеров/ студентов/ипотечников ведь так много, на всех не хватит, поэтому «тссс!».
Нужно помочь близкому, он попал в ДТП или неприятную ситуацию – дайте взятку, и мы все простим.
Дайте данные карточки, я сейчас переведу залог, чтобы никто не успел перехватить товар.
Переводите деньги сразу за покупку, пока я не передумал, а завтра я вам привезу.
Придется раскошелиться, мы про вас кое-что знаем, и если вы не хотите, чтобы об этом узнал весь мир, заплатите.
Звонят из техподдержки, мы проверяем-тестируем-меняем оборудование, поэтому загрузите новое приложение и на всякий случай скажите мне данные вашей карты, чтобы я ее случайно не удалил из вашего личного кабинета.
Помогите уйти от ответственности (не могу светить свое имя или нет гражданства, паспорта), но очень надо сохранить крупную сумму денег, давайте вы оплатите курьера, который вам привезет чемодан денег на хранение – кстати, вы ведь честный человек?
Из оперативной сводки
«В отдел полиции № 5 Управления МВД России по Нижнему Новгороду обратилась 79-летняя жительница улицы Радужной. Полицейскими установлено, что на телефон пожилой женщины поступил звонок из банка под предлогом отмены сомнительной операции. Звонивший убедил ее обналичить свои банковские карты и перевести деньги якобы на защищенные счета. Женщина доверилась мошеннику и выполнила все указания: сняла с трех банковских счетов 1 596 000 рублей и осуществила 11 транзакций на счета, указанные злоумышленниками…».
***
«В начале августа текущего года в отдел полиции № 7 Управления МВД России по Нижнему Новгороду обратилась 66-летняя пенсионерка с заявлением о совершении в отношении нее мошеннических действий. Потерпевшая сообщила, что неизвестное лицо оформило на нее кредитный займ на общую сумму 101 372 рубля.
По данному факту, по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159 УК РФ (мошенничество) возбуждено уголовное дело. Санкция данной статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет. Расследование продолжается.
В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками уголовного розыска была задержана 36-летняя ранее не судимая сотрудница одного из отделений банка. Выяснилось, что злоумышленница воспользовалась базой данных о клиентах банка и оформила займ на потерпевшую».
***
«В отдел полиции № 3 Управления МВД России по Нижнему Новгороду обратилась местная жительница, которая пояснила полицейским, что отдала свой ноутбук мастеру по найденному в интернете объявлению. К ней в квартиру пришел мужчина, который, осмотрев переносной компьютер, забрал его для устранения неполадок. Обратно свое имущество заявительница не получила. Материальный ущерб от действий злоумышленника составил 25 000 рублей.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками полиции был задержан подозреваемый – 28-летний ранее судимый за совершение мошеннических преступлений житель Нижнего Новгорода».
Татьяна Чинякова. Фото Александра Воложанина.