В Нижегородской филармонии он сыграл концерт № 4 для фортепиано с оркестром Бетховена, симфонические вариации Франка и концерт № 2 для фортепиано с оркестром ре мажор (для левой руки) Равеля. Мы встретились с Константином перед концертом, чтобы поговорить о музыке и не только.
Дружим оркестрами и городами
- Вы третий раз в Нижнем с концертами. Что вас заставляет приезжать сюда?
- Я успел полюбить ваш город. С филармонией у меня сложились очень теплые, дружеские отношения - с Ольгой Томиной и Александром Скульским. И я рад, что мне выпала возможность наконец-то поиграть с вашим оркестром, в котором работают прекрасные музыканты.
- Что вам дают концерты в России, вы ведь большую часть времени выступаете за границей?
- Да, я вообще-то живу в Швейцарии, поэтому приезжаю в Россию с концертами один-два раза в год. Концерты в России для меня очень важны, я считаю, что лучшая публика все равно здесь, и я всегда с радостью приезжаю в разные города, куда меня зовут.
- Нормально вам там живется?
- Дело в том, что я там работаю. В России, в том же Гнесинском институте, который я закончил, я предлагал свои услуги, но там сочли, что я не подхожу им по каким-то параметрам. Поэтому сейчас, когда меня взяли на работу в Швейцарии, я чувствую себя там на месте, и, видимо, больше на месте, чем в России.
- А если бы вам предложили работать в России, вы бы согласились?
- Сейчас - не знаю, но на тот момент, да, я был готов жить в России и отсюда ездить с концертами.
Децибелы против гениальности
- Как, по-вашему, сейчас живется музыкантам в России ?
- Я наблюдаю в этом отношении большой прогресс, особенно когда приезжаю во второй раз в те или иные места. В частности, у вас в Нижнем Новгороде я вижу, что жизнь музыкантов организуется все лучше и лучше. Нижний Новгород, безусловно, имеет все основания не только в масштабах России, но и мира занимать вполне достойное место. А если говорить о композиторском искусстве, то три страны в мире сыграли в его развитии исключительную роль - Россия, Германия и Франция, ну, еще Италия.
- Почему 100 - 200 лет назад было больше гениальных композиторов, которых мы до сих пор знаем и любим?
- Великие композиторы есть, но темп и накал жизни, децибелы современного мира не способствуют развитию музыкального искусства в целом, как композиторского, так и исполнительского, потому что это подразумевает некое созерцательное состояние. Гениальных музыкантов, интерпретаторов тоже стало значительно меньше. Вы не найдете сегодня такого созвездия великих дирижеров, которое было полвека назад, и певцов, и пианистов тоже.
- Как вы думаете, человечество оскудело?
- Человечество сильно переместилось в визуальную сферу - компьютер, кино, дизайн. Оно "переехало" в Интернет и сейчас там живет, там слушает музыку, общается. Хорошо это или плохо - другой вопрос, это данность. Естественно, все это не способствует развитию мира музыкального искусства. Все-таки за исключением оперы и балета это искусство связано со слуховым восприятием, со звуками. И также это искусство, которое связано с общением. Музыка - это не просто медитация, это нечто, что мы, музыканты, делим со слушателем.
Беседовала Светлана ВЫСОЦКАЯ.