В редакцию пришло письмо, под которым стояло несколько подписей, хотя писал его один человек. «Думаю, что я выражу мнение большинства жителей города, которые ежемесячно (это мы, пенсионеры) оплачивают услуги ЖКХ, в том числе и за капремонт, до которого многие из нас не доживут, из своих скудных пенсий. По себе знаю: 5500 рублей из своих 11 тысяч отдаю за ЖКХ, буквально во всем себе отказывая. Мы так воспитаны. И таких, как я, миллионы по стране», – пишет нижегородка.
Она отмечает, что есть люди, которые не платят годами, имеют многотысячные долги. «Судя по нашему дому, а у нас всего 61 квартира, долг на 1 января 2020 года составлял 486,84 тысячи рублей, это, не считая капремонта (за него не платят большинство владельцев квартир). Но ни одного судебного дела не было и нет. Вся работа с должниками сводится к написанию на обороте квитанции и сообщения о долгах. Только кто ее читает, особенно те, кто должен? Сосед мой сразу выбрасывает все платежки, не вскрывая. Долг за два года за все услуги – более 120 тысяч рублей. И хоть бы что! Ни ДУК, ни ресурсники даже пальчиком не погрозили. Живи на халяву! И таких у нас в доме порядка пяти квартир. ДУКам и ресурсникам легче поднять тарифы с 1 июля, а если мало, то и с 1 января, и получить свои деньги, возложив все долги на добросовестных людей. Но у этих добросовестных людей терпение тоже не вечно», – констатирует автор.
По словам автора (авторов) письма, судопроизводство по долгам никто не открывает. После того как проходит срок исковой давности – три года, все долги возмещают добросовестные плательщики. А им отказывают в ремонте подъездов.
«13 лет наш дом стоит без ремонта. ДУК говорит: у вас долги, говорится в письме. – Это не у нас долги, а у них: ДУКи в суды не выходят, потому что у самих рыльце в пушку, если не в пуху. Ведь при грамотном подходе любую услугу можно доказать, оказывалась она или нет. Зачем им эта головная боль? Подняли тарифы и хорошо».
И далее. «Меня удивляет «Теплоэнерго». Мы перешли на прямые договоры, все неплательщики как на ладони. В «Теплоэнерго» нас заверяли, что их юристы в судах. Но прошло два года, что-то ни один неплательщик за отопление в нашем доме не пострадал. С 1 января подняли тарифы на капремонт. А региональный оператор посчитал должников? В нашем доме, я знаю собственников, которые за капремонт не внесли ни копейки. Это, как правило, самые проблемные – верхний и первый этажи! А требуют ремонта крыши, их, видете ли, летом пролило. Им за наш счет отремонтируют крышу, чтобы на голову не капало, а нас, добросовестных, считают дураками, – пишет автор. – А я вот думаю, не поумнеть ли нам с 1 января? Хватит плодить паразитов в сфере ЖКХ и капремонта!»
Повышение тарифа за капремонт еще больше озлобляет людей. Если бы взялись за долги, то эффект был бы совсем другой. Люди бы чувствовали справедливость.
«Чиновники идут путем наименьшего сопротивления, но это хорошо в физике, а не в жизни. Списки должников за капремонт под таким секретом, что позавидует любая разведка мира, но жители МКД должны знать своих «героев»», – пишет читательница. – Поверьте, это крик души всех добросовестных плательщиков».
По словам практикующего юриста в сфере ЖКХ Алексея Ледкова, который и помогает взыскивать долги неплательщиков, рычагов воздействия у организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, не так уж и мало. Среди них – начисление пени за неуплату или несвоевременную оплату ЖКУ. Для более злостных нарушителей предусмотрены ограничения подачи коммунальных ресурсов.
– Применение той или иной меры зависит от конкретного случая, исходя из суммы долга, периода задолженности, а также отношения должника к имеющейся задолженности, – говорит юрист.
По его словам, неплательщика могут выселить из квартиры. Но применяется эта мера, как правило, только, если должник является нанимателем муниципальной недвижимости.
Не хватает управляющим организациям информации о собственнике, чтобы правильно подать документы в суд. В частности, ни собственники, ни наниматели квартир не обязаны передавать в паспортный стол сведения о факте смерти кого-либо из владельцев жилья, продаже или передаче квартиры наследникам. Соответственно организации, управляющие домами, не имеют полных и достоверных сведений о должниках.
– Это затрудняет правильное составление документов, а как следствие, взыскание долгов, – отметил юрист.
От редакции
Редакция направила запросы поставщикам ресурсов, желая и от них получить комментарии по письму. Пока ответов на них не поступило, хотя мы готовы опубликовать и их точку зрения на проблемы, которые поднимает его автор (авторы).
Подготовила Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.