Не отвечайте неизвестным, предупреждает Волго-Вятское Главное Управление Банка России

Не отвечайте неизвестным, предупреждает Волго-Вятское Главное Управление Банка России

«Не разговаривайте с неизвестными – эта цитата из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова вспоминается после того, как узнаешь из соцсетей об очередных случаях мошенничества. По данным исследования аналитического центра НАФИ, во втором полугодии 2020 года держатели банковских карт в полтора раза чаще сталкивались с аферистами, чем в первом. Если в июле, согласно опросу, таких был 31 процент, то в декабре – 45 процентов. Как не попасть на «крючок» мошенников, как распознать в том, кто вам звонит или пишет от имени банка, злоумышленника, рассказала начальник Волго-Вятского ГУ Банка России Лариса Павлова.

Просвещение во спасение

– Сейчас в России отмечается взрывной рост киберпреступности. Как ей противостоит Банк России?

– Такая работа ведется по двум основным направлениям. Во-первых, с банками, которые должны защищать деньги своих клиентов от любых посягательств. Банк России следит за тем, чтобы они применяли системы противодействия мошенничеству, предупреждают их и других участников финансового рынка о возможных новых типах кибератак и способах реагирования на них. Также регулятор выявляет мошеннические телефонные номера и фишинговые интернет-ресурсы. При этом методы идентификации постоянно совершенствуются. Так, Банк России только за третий квартал 2020 года выявил больше 10 тысяч мошеннических телефонных номеров – вдвое больше, чем годом ранее.

Ну а во-вторых, никакой банк, никакая система безопасности не защитит деньги, которые человек сам добровольно отдает мошенникам. Не обязательно лично в руки – как вы знаете, много случаев, когда у людей под разными предлогами выманивают данные их банковских карт, чтобы списать с них деньги. И люди по-прежнему верят обманщикам, потому что не разбираются в финансовых технологиях, не знают правил безопасности. Поэтому еще одна задача Банка России, закрепленная в том числе законодательно, – просвещение. Знание основ финансовой грамотности помогает не попадаться на уловки мошенников и в повседневной жизни принимать взвешенные финансовые решения.

Работа действительно масштабная. Регулятор старается внедрить преподавание финансовой грамотности на всех уровнях образования, выпускает методические и учебные материалы для педагогов, преподающих финансовую грамотность, разрабатывает просветительские видеоролики, которые транслируются в транспорте, и печатные материалы.

Также Банк России взаимодействует с правоохранительными органами, предоставляет им информацию и аналитику по финансовым мошенничествам, чтобы те могли более эффективно выстраивать свою работу.

– В Банке России создано подразделение информационной безопасности, где отслеживаются киберугрозы. Сотрудники банков уточняют у клиентов, проводили ли они ту или иную транзакцию. Но также сейчас действуют мошенники, которые якобы предупреждают о снятии денег клиента. Как теперь отличить сотрудника банка и мошенника, если даже номер телефона подменяют?

– Да, такая схема обмана очень распространена. Злоумышленник, представляясь работником банка, сообщает о нескольких неудачных попытках входа в ваш интернет-банк, о сомнительной операции по вашей карте и просит продиктовать все ее данные – якобы для перевода денег на некий «безопасный» счет. Или, напротив, предлагает осуществить перевод по неизвестным реквизитам вам самим. При этом на экране телефона может отображаться реальный номер банка: мошенники научились подделывать их, они имитируют работу колл-центра банка, переводя звонок от одного специалиста к другому.

В этом случае следует положить трубку и вручную набрать телефон банка, указанный на его официальном сайте или на оборотной стороне карты, и проверить информацию. Но не перезванивайте на номер, с которого вам поступил подозрительный звонок – вы рискуете снова связаться с мошенниками.

Настоящий сотрудник банка или любой другой организации не должен запрашивать какие-либо данные карты, даже если он действительно связался с вами, чтобы предупредить о реальной попытке списать с вашего счета деньги. Но даже в этом случае у вас не считанные секунды на принятие решения, как уверяют мошенники, а достаточно времени, чтобы сбросить вызов, самим дозвониться до банка и все уточнить. Подозрительные операции приостанавливают на двое суток еще до звонка клиенту.

Свои данные не для чужих

– Бывают ли утечки информации из банков или мошенники всё же добывают информацию о том или ином человеке с помощью фишинга, то есть поддельных сайтов? Откуда чаще всего они берут информацию о клиенте банка? Многие говорят, что им называли даже суммы на счетах, это заставляло поверить, что звонят из банка. Такую информацию не получишь из соцсетей.

– Источники такой информации могут быть разные. Да, бывают случаи, что конфиденциальные данные попадают к злоумышленникам по вине сотрудников финансовых организаций. Но сайтам в интернете люди иногда доверяют о себе куда больше информации, чем банку, причем совершенно добровольно. Ну, например, хакеры могут взломать базы данных интернет- и обычных магазинов, где люди оставляют подробную информацию о себе при оформлении карт лояльности, похитить данные о людях, которые хранят обслуживающие компании, отели, перевозчики.

А нередко сами делятся номерами своих карт: фотографируют и пересылают их в социальных сетях или мессенджерах друг другу. Киберпреступники взламывают аккаунты, собирают такие данные, выставляют их на продажу или пользуются сами.

И это не говоря уже о фишинговых сайтах, которые создаются специально, чтобы собирать персональные и платежные данные. Речь о страницах псевдоконкурсов, лотерей, опросов и сайтах-двойниках настоящих финансовых организаций или интернет-магазинов. Обманутые схожестью адреса и внешнего вида или привлеченные обещанием заработка, пользователи вводят на них свои имена, номера телефонов, реквизиты карт – и вот деньги на счетах становятся добычей мошенников.

– В каких случаях банк обязан вернуть средства клиента? И если данные попали к мошенникам с помощью фишинга, означает ли это, что человек сам помог украсть свои деньги?

– По закону банк обязан вернуть деньги, если украли их не по вине клиента. В таком случае главное вовремя сообщить о хищении в банк – не позднее следующего дня после получения уведомления о списании денег с карты.

Но если вы сами – пусть по незнанию, пусть случайно – сообщили информацию, которая открыла преступникам доступ к вашему счету, банк, к сожалению, не сможет ничего вернуть.

Кстати

Телефонные мошенники стали использовать новую схему. Представляясь сотрудниками правоохранительных органов, они сообщают клиентам банков, что в их отношении возбуждено уголовное дело по заявлению Банка России. Под этим предлогом они пытаются выманить у граждан персональную информацию, данные платежных карт, сведения об операциях по карте и другую информацию, которая используется для кражи денег со счетов. Если во время телефонного разговора незнакомый человек ссылается на инициированный Банком России уголовный процесс – это мошенник, говорят в самом регуляторе.

Важно

Пять основных признаков телефонных мошенников:

 Когда неизвестные, кем бы они ни представлялись, звонят или пишут вам сами - это уже повод насторожиться.

 Разговор всегда касается денег, собеседник под любым предлогом просит совершить перевод на «безопасный», «резервный» счет, оплатить некий налог, бронь, штраф, перевести аванс за покупку и т.д.

 Вам делают очень выгодное предложение: призы, любые выплаты, уникальные условия по кредитам и депозитам, инвестиционные продукты, обещающие огромную доходность. Либо наоборот – попытки запугать возможной потерей денег.

 Собеседник пытается под любым предлогом узнать данные банковской карты или персональные данные.

 На вас оказывают моральное давление, требуют немедленно принять решение о переводе денег или сообщить данные карты. Если вас торопят, не дают времени обдумать полученную информацию и лично обратиться в финансовую организацию, – это один из явных признаков мошенничества.

Чтобы не попасться на такие уловки, соблюдайте простые правила кибербезопасности. Основное – никогда и ни под каким предлогом не сообщайте посторонним - даже если они представляются работниками банка или госструктур – данные своей карты.

Беседовала Светлана Муратова.

Следите за нашими новостями в удобном формате