Раритеты города Сормова. Музей истории легендарного завода раздвигает границы

Раритеты города Сормова. Музей истории легендарного завода раздвигает границы

В Сормове, в доме №1 по улице Свободы, разместился музей истории завода «Красное Сормово». В его экспозициях – множество раритетных вещей, и каждая со своей удивительной историей. Сейчас, к юбилею Нижнего Новгорода, особым образом обустраивается примузейная территория, огороженная стильной кованой оградой с воротами. У самых ворот маркером ушедшей эпохи стоит афишная тумба. На ней – дореволюционные расписания пароходных рейсов до Астрахани, объявления о спектаклях. Внимание: на афише 1923 года значится «город Сормово» – и это правильно: до 1929 года, до вхождения в состав «Большого Нижнего Новгорода» нынешний район областного центра был самостоятельной единицей в статусе города…

С прошлого лета по инициативе директора Сергея Леонова близ музея выстраивается экспозиционный комплекс «Сормовские верфи в трех эпохах: Российская империя, СССР, Российская Федерация». В нем разместятся масштабные, во всех отношениях весомые экспонаты. Какие? Об этом рассказала корреспонденту «НН» заместитель директора музея Маргарита Финюкова.

Металл, что на вес золота

С самых первых шагов посетитель музея «попадает в историю». Уже сами ворота – примечательный экспонат, пусть и не подлинный. Это копия ворот главной проходной завода, о чем свидетельствует надпись на арке: «Акционерное общество «Сормово». Сормовские заводы. Существуют с 1849 года».

Также на арке ворот размещены аверс и реверс Золотой медали Главного выставочного комитета Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 года. Золотой медалью Всероссийской выставки завод был удостоен «за приоритет в изобретении и изготовлении более усовершенствованных и экономичных паровых двигателей и за значительные заслуги перед отечественной промышленностью».

Тогда же Сормовскому заводу было предоставлено и почетное право изображения Государственного герба на своей продукции: этот герб венчает арку ворот.

Ворота главной проходной существовали с 1896 по 1905 год, пока не было построено поныне стоящее здание заводоуправления.

Полузасыпанное снегом, стоит чугунное узорчатое крыльцо с козырьком. С ним связаны события и вовсе мистические.

– Среди моих любимейших занятий – бродить по старым городским улочкам, – говорит Маргарита Финюкова. – В одну из прогулок на Сергиевской улице, напротив церкви, увидела дивной красоты крыльцо. И так оно мне понравилось, запомнилось! Вскоре после этого я писала материал о первой общественной сормовской бане, что стояла на улице Баррикад. В определенный момент владелицами этой бани стали три женщины, жены инженеров Сормовского завода. Так вот, как оказалось, сто лет назад жили они как раз в том самом доме с глянувшимся мне крыльцом на Сергиевской! 

С большой долей вероятности крыльцо могло быть отлито в чугунолитейном цехе завода. Опыт изготовления подобных изделий чугунного художественного литья имелся: это, например, колонны в Александро-Невской церкви на улице Баррикад (1882 г.) или ограда двора между домами № 179 и №181 на улице Коминтерна (1916 г.). Дом на Сергиевской был ветхим, предназначался на снос. На момент моего «открытия» в нем находилась последняя жилица – наследница одной из трех владелиц сормовской бани. Само крыльцо уже разрушалось. В итоге крыльцо попало к нам, в музей, и было полностью восстановлено в цехе фасонного литья завода «Красное Сормово». Сейчас под него строится небольшой домик – выставочный павильон сормовской металлургии. Как говорится, сначала купили пуговицу, а потом сшили к ней платье (смеется).

Также там, в домике, встанут два сейфа. Сделаны они были не в Сормове, но много десятилетий стояли в финансовом отделе завода. Изготовили их на знаменитых российских фирмах «В. Меллер» и «Ф. Сан-Галли». Огне-взломостойкие сейфы Меллера производились по особой технологии, хитрая система замков насчитывала до двадцати степеней защиты. Ну а сейфы фирмы «Ф.Сан-Галли» среди «медвежатников» дореволюционного времени считались невскрываемыми. Очень вероятно, что в этих сейфах Дмитрий Егорович Бенардаки мог хранить ценные документы и денежные средства.

Экспонаты из глубин

– Маргарита Геннадьевна, что это за ажурная конструкция с лесенкой и площадкой? Не шуховская ли пожарная вышка?

– Нет, это заводской гудок. По устройству он аналогичен паровозному, только значительно большего размера. Гудок был установлен на крыше центральной котельной «Красного Сормова», работал на пару и издавал звучный свист, поднимая по утрам людей на работу. Последний сигнал гудок дал 1 декабря 1998 года.

– А два загадочных «кокона» сбоку экспозиции?

– Тот, что побольше, похожий на бочку, – поточно-декомпрессионная камера ПДК-2, она же барокамера. Сормовские кораблестроители испытывали подводные лодки вместе с экипажами моряков-подводников, погружаясь на глубину. Перед погружением членам сдаточных команд необходимо было пройти подготовку, что и происходило с помощью барокамеры. Сигарообразный корпус рядом с барокамерой – торпедный аппарат подводной лодки. Учебный.

Еще здесь будет установлен подводный снаряд – рабочая камера «РК-680». Она могла погружаться на глубину до пятисот метров, в экипаже было два человека. Такие рабочие камеры строились на заводе «Красное Сормово» с 1964 по 1973 год, всего было построено 11 единиц. «РК-680» были направлены на все флота ВМФ СССР – Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский и устанавливались на спасательных судах. Камера, которая будет представлена в нашей экспозиции, находилась в составе Северного флота. После снятия с вооружения была предназначена к утилизации и даже уже разрезана надвое… но в итоге вернулась «на родину» и ее внешний облик был восстановлен в корпусо-сборочном цехе завода «Красное Сормово».

Место памятников – в музее

Еще один экспонат, готовящийся к установке в примузейной экспозиции, – бюст Ленина. Говоря точнее, это не бюст, а маска – изображение головы и фрагмента шеи. Он был установлен в честь 130-летия завода, более сорока лет назад, возле корпусообрабатывающего цеха на высокой стеле. Затем в вихре перемен о памятнике забыли, а густой кустарник надежно скрыл его от глаз. Теперь памятник возвращается в культурно-исторический обиход.

На тыльной части скульптуры вытеснена авторская подпись «Л.Торич». Это Леонид Михайлович Торич-Трапезников. Известный как мастер плаката, он немало работал в области скульптуры, создал известные изображения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чайковского. Как выяснилось теперь, одна из его работ имеется и в Нижнем Новгороде.

Будут установлены в музейном дворе и другие памятники, и не только. Не раскрывая всех тайн, скажу лишь: посетителей музея ждет немало поразительных открытий!

Что до официального открытия экспозиции на свежем воздухе, таковое запланировано на лето 2021 года.

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.



Следите за нашими новостями в удобном формате